Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляются с уплатой процентов и без
Ввозная таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию государств ЕАЭС. Изменение сроков ее уплаты осуществляется в форме отсрочки или рассрочки, где:
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть предоставлены:
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляются только в том случае, если плательщик обеспечит исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин.
Такое обеспечение предоставляется в соответствии с гл. 9 ТК ЕАЭС способами, указанными в п. 1 ст. 63 ТК ЕАЭС |*|. К ним относятся денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог имущества.
Основания для изменения срока уплаты при беспроцентной отсрочке (рассрочке)
В этом случае основанием изменения срока уплаты ввозной таможенной пошлины являются:
1) причинение плательщику ввозных таможенных пошлин ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского, государственного) бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство-член, если законодательством этого государства-члена не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин;
4) ввоз на таможенную территорию ЕАЭС организациями государств-членов, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, объектов племенного животноводства (племенных сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других объектов племенного животноводства), племенной продукции (материала), продуктов, используемых для кормления животных.
Перечень названных товаров, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин |*|, с указанием кодов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяется Евразийской экономической комиссией (далее – ТН ВЭД и ЕЭК);
5) иные основания, определяемые ЕЭК (п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС).
Справочно: для применения положений, изложенных в п. 4 настоящей статьи (в подп. 4 п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС), приложением 2 к постановлению № 406 [2] определен перечень товаров, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин (далее – Перечень).
Им могут руководствоваться субъекты хозяйствования Республики Беларусь до определения ЕЭК перечня товаров, который будет использоваться всеми государствами – членами ЕАЭС.
В Перечень включены следующие товары:
1) кукуруза сахарная (Zea mays var. saccharata) гибридная для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 0712 90 110 0);
2) горох (Pisum sativum) для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 0713 10 100 0);
3) фасоль обыкновенная, включая белую мелкосеменную фасоль (Phaseolus vulgaris), для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 0713 33 100 0);
4) семена, плоды и споры для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 1209);
5) инсектициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, родентициды (код ТН ВЭД ЕАЭС 3808 91, 3808 92, 3808 93, 3808 99).
Для целей использования Перечня наименование товара используется только для удобства пользования, а сам товар определяется исключительно его кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
Для предоставления отсрочки (рассрочки) надо подать в таможенный орган заявление
Заявление подается плательщиком ввозных таможенных пошлин в отношении:
– товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (только этих товаров!);
– всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.
Форма заявления законодательно не определена, поэтому заполняется в произвольной форме с указанием:
– наименования (фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) заявителя, его местонахождения (места жительства (пребывания), данных документа, удостоверяющего личность, идентификационного номера (при наличии));
– УНП заявителя (при наличии);
– электронного адреса (при наличии), контактного телефона заявителя;
– основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин;
– таможенного органа, в котором будет осуществлено декларирование товаров.
Обратите внимание! К заявлению должно быть приложено подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов (далее – подтверждение), выданное уполномоченным органом.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин |*| принимает таможенный орган, который будет производить выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
* Особенности солидарной обязанности по уплате таможенных платежей
В решении таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин указываются:
1) срок, на который предоставляются отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин;
2) сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставляются отсрочка или рассрочка;
3) иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров.
При принятии таможенным органом решения о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин.
Важно! Каждая из сумм, определенных для поэтапной уплаты, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, установленного для такой уплаты в соответствующем периоде.
У кого можно получить подтверждение?
Итак, основание предоставления отсрочки или рассрочки без уплаты процентов должно быть подтверждено документально.
Такое подтверждение можно получить:
– либо в республиканском органе государственного управления, в ведомственной подчиненности которого находится плательщик;
– либо в облисполкоме (Минском горисполкоме), если плательщик не находится в ведомственной подчиненности республиканских органов государственного управления (часть вторая п. 6 приложения 1 к Указу № 490 [3]) |*|.
Порядок выдачи указанными органами подтверждения определен Положением № 406 [4].
Выдача подтверждения осуществляется уполномоченным органом на основании:
1) письменного заявления лица, который будет выступать плательщиком при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (далее – заявитель).
Заявление о выдаче подтверждения (далее – заявление) должно содержать следующие сведения:
– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) заявителя, его место нахождения (место жительства (пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер (при наличии));
– УНП заявителя (при наличии);
– электронный адрес (при наличии), контактный телефон заявителя;
– основание для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, которое должно быть подтверждено уполномоченным органом;
– таможенный орган, в котором будет осуществлено декларирование товаров;
2) документа, подтверждающего факт наступления основания, указанного в п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС.
Таковыми являются:
– документ, выданный территориальным органом по чрезвычайным ситуациям, подтверждающий факт наступления чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, или документ, выданный государственным органом, подтверждающий факт наступления в отношении заявителя иных обстоятельств непреодолимой силы, – если плательщику ввозных таможенных пошлин причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– письмо территориального органа государственного казначейства, содержащее сведения о принятых и неисполненных заявках на уплату ввозных таможенных пошлин, налогов заявителя – получателя средств республиканского бюджета, – если плательщику ввозных таможенных пошлин задержали финансирование из республиканского бюджета;
– документ государственного заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) заявителю в счет оплаты выполненного им государственного заказа (по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд), – если плательщику ввозных таможенных пошлин задержали оплату за выполненный этим лицом государственный заказ.
Уполномоченный орган вправе отказать в принятии заявления, если оно не содержит все обязательные для указания сведения. В такой ситуации заявитель может повторно обратиться с заявлением в уполномоченный орган после устранения недостатков, явившихся причиной отказа в принятии заявления.
Срок, в течение которого уполномоченный орган принимает решение о выдаче подтверждения или об отказе в его выдаче, составляет 10 рабочих дней со дня подачи заявления.
Подтверждение по форме, определенной приложением к Положению № 406, оформляется в 3 экземплярах на бланке уполномоченного органа с присвоением регистрационного номера, где:
– первый экземпляр подтверждения хранится в делах органа, его выдавшего, вместе с иными документами, представленными заявителем;
– второй и третий экземпляры выдаются заявителю.