Постановлением № 36 внесены изменения в перечень социально значимых товаров, на которые распространяется ценовое регулирование.
Так, ранее к социально значимым товарам относилась рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых. Теперь из этой группы исключили рыбные товары и изделия из рыбы и рыбного филе.
Исключены из перечня товаров, цены на которые подлежат регулированию, масло десертное, шоколадное, фруктовое, а также масло сливочное с другими наполнителями и топленое.
Из растительных масел в перечне социально значимых осталось только подсолнечное и рапсовое, а купажированное или смешанное, масло для фритюра исключены из перечня товаров, цены на которые регулируются.
К макаронным изделиям, цены на которые регулируются, относятся сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы (макароны, вермишель, спагетти, рожки и прочие сухие макаронные изделия, относящиеся к группам Б и В, в т.ч. изделия макаронные быстрого приготовления).
Из группы «Хлебобулочные изделия» исключены хлеб для тостов, хлебцы (хрустящие, зерновые, экструзионные и др.).
К мясу, цены на которое регулируются, относятся говядина и свинина в тушах и полутушах, которую разделывают по сортам. Кроме того, это крупнокусковые мясокостные и бескостные полуфабрикаты за исключением тех, которые вырабатываются из высокоценных частей туши – вырезки, длиннейшей мышцы, филейной и шейной частей, высококачественной говядины и др.
В перечне социально значимых товаров осталось мясо кур и цыплят-бройлеров охлажденное или замороженное, в тушках или в виде полуфабрикатов на кости: бедро, голень, окорочка, крылышки, грудка, набор для супа и др. А вот куриное филе и фарши исключены из этого перечня.
По-прежнему в списке остались вареная колбаса, сосиски и сардельки.
Изменения коснулись и группы цельномолочной продукции. Не вошли в перечень молоко ультрапастеризованное, стерилизованное и топленое, сметана с добавлением растительных жиров, творожные пасты, сырки, творожки и творожные десерты.
К социально значимым товарам отнесли чай черный байховый – весовой и фасованный без вкусовых и ароматических добавок, а также без дополнительного растительного сырья, кофе растворимый весовой и фасованный – тоже без добавок. Исключение составили фиточаи, чайные и кофейные напитки, наборы и кофе без кофеина.
В группе «Консервы мясные» исключены из регулирования цены на консервы мясорастительные и салобобовые, а в группе «Консервы рыбные» в перечень социально значимых не входят икра, консервы из осетровых, лососевых, анчоусовых пород рыб, тунца, угря, из печени рыб.
Из группы «Вода питьевая» исключили минеральную негазированную воду без вкусовых добавок, в т.ч. для детского питания.
В перечень социально значимых товаров включено только туалетное и хозяйственное твердое мыло любой формы и в различных упаковках, за исключением крем-мыла твердого, косметического, мыла ручной работы и в подарочной упаковке. Не вошло в перечень туалетное мыло, которое относится к дезинфицирующему: антибактериальное, обеззараживающее, а также мыло любых других видов, например жидкое или пастообразное.
В группе «Спички» к социально значимым относятся только хозяйственные спички, которые предназначены для использования в быту. Сувенирные спички, наборы спичек в подарочных коробках или другом сувенирном оформлении к ним не относятся.
Ограничены цены импортеров
Отпускная цена |*| импортеров социально значимых товаров устанавливается:
– исходя из контрактных цен;
* Порядок и особенности регулирования цен на отдельные товары
– расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством);
– расходов на реализацию;
– рентабельности, уровень которой не должен превышать 10 %.
При установлении цен юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения, вправе суммировать цену приобретения и расходы по заготовке, хранению и транспортировке.
Размеры предельных максимальных торговых надбавок не изменились
В приложении 2 к постановлению № 36 установлены предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на социально значимые товары к отпускным ценам производителей (импортеров), ценам, установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения. Причем такие надбавки не могут превышать размеров, установленных вышеуказанным приложением, независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этих товаров.
Рассмотрим порядок формирования розничных цен |*| на социально значимые товары организациями розничной торговли на условных примерах.
Ситуация 1
Предприятие осуществляет хранение и реализацию стабилизационных фондов продовольственных товаров
Оптовое предприятие занимается закупкой, хранением и реализацией плодоовощной продукции как в собственной розничной торговой сети, так и для поставки сторонним организациям.
Рассмотрим в табл. 1 формирование отпускных цен оптовой организацией на свежие овощи урожая 2019 г.
Таблица 1
Дальнейшую реализацию овощей оптовая организация осуществляет по сформированным отпускным ценам с применением оптовой надбавки.
Напоминаем, что оптовые надбавки к отпускным ценам, установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения, на социально значимые товары, не могут превышать размеров, установленных приложением 2 к постановлению № 36 , независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации указанных товаров.
Ситуация 2
Формирование цен в рознице
Организация розничной торговли получила 27.04.2020 от оптовой организации свежие овощи: морковь столовую и картофель. В гр. 4 ТТН-1 указаны отпускные цены с учетом оптовой надбавки (без НДС) на морковь столовую свежую – 0,65 руб. за 1 кг, на картофель свежий – 0,63 руб. за 1 кг. В гр. 11 «Примечание» указаны отпускные цены без оптовой надбавки на морковь столовую свежую – 0,60 руб. за 1 кг, на картофель свежий – 0,58 руб. за 1 кг и оптовая надбавка в размере 8 %.
Рассмотрим, как магазин должен сформировать розничную цену |*| на свежие овощи.
Напомним, что с 19 апреля 2020 г. вступило в силу постановление № 30 [2], которым на свежий картофель продовольственный, свежую свеклу столовую, свежую морковь столовую, свежую капусту белокочанную, свежий лук репчатый, свежие огурцы, свежие помидоры (за исключением свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора) установлена предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителей или импортеров в размере не более 30 %.
Розничная цена на свежие овощи: морковь столовую, картофель – может быть сформирована следующим образом (см. табл. 2):
Таблица 2
Расчет розничной цены на свежие овощи
Субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю и общественное питание, необходимо соблюдать предельный размер торговых надбавок и наценок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. В частности, при формировании розничных цен на товары следует применять установленные предельные торговые надбавки и наценки в таком размере, чтобы после округления цен не превышать их предельный размер.
Сумма оптовой надбавки в размере 8 % будет являться доходом оптовой организации.
Обращаем внимание, что формирование цен на социально значимые товары производится с учетом конъюнктуры рынка, но не выше установленных постановлением № 36 ограничений.