За одно правонарушение могут наказать как организацию, так и ее должностных лиц
Организация может являться лицом, которое привлекается к административной ответственности (т.е. субъектом административного правонарушения). Причем наложение административного взыскания на организацию не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо организации, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица организации не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение организацию (п. 9 ст. 4.8 КоАП).
Следует также учитывать, что наложение административного взыскания не освобождает физическое лицо или организацию от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.
Организацию могут привлечь к административной ответственности только при наличии вины
Организация признается виновной в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что она:
– не соблюла нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
– не приняла все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).
Важно! В подавляющем большинстве случаев, если имеет место факт административного правонарушения |*|, организация будет признана виновной в нем, поскольку доказать, что ею были приняты все возможные меры по недопущению нарушения (если оно имело место), практически невозможно.
* Новый состав административного правонарушения, вступивший в силу с 8 января 2020 г.
Не являются административными правонарушениями, в частности, при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза:
– неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица организации – за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин (далее – БВ);
– неуплата или неполная уплата в установленный срок организацией таможенного платежа, в т.ч. совершенные должностным лицом организации, в размере не более 1 % от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние (ст. 5.5 КоАП).
Размер штрафа, который может быть взыскан с организации
На организацию в зависимости от совершенного правонарушения может быть наложен штраф:
1) в базовых величинах (БВ). Минимальный размер штрафа составляет 10 БВ, максимальный же не может превышать 1 000 БВ.
Справочно: штраф, исчисляемый в БВ, за административные правонарушения против порядка налогообложения, налагаемый на организацию, может быть установлен в меньшем размере, чем 10 БВ, но не может быть менее 0,2 БВ;
2) в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки |*|. Максимальный размер такого штрафа не может превышать 2-кратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.
Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать 5-кратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.
Кто относится к должностным лицам организации?
Должностными лицами организации являются (ст. 1.3 КоАП):
– физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
– государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.
В то же время ни КоАП , ни иные акты законодательства не дают определения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций применительно к административному праву и процессу.
В подп. 2.2 п. 2 Методических рекомендаций по применению ПИКоАП и КоАП [3] к признакам должностного лица относятся:
• занятие определенной должности на постоянной, временной основе или по специальному полномочию (под специальным полномочием понимаются функции, которыми наделено лицо в соответствии с законодательством, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом);
• выполнение организационно-распорядительных обязанностей в виде руководства деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановки и подбора кадров, организации труда работников, поддержания трудовой дисциплины, применения мер поощрения и взыскания;
• выполнение административно-хозяйственных обязанностей в виде осуществления полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей;
• обладание соответствующими полномочиями на совершение юридически значимых действий, в результате которых для организации наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
В указанном документе также отмечено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица в каждом конкретном случае учитываются положения учредительных документов организации, локальные правовые акты и индивидуальные акты (приказы, распоряжения и т.п.), регламентирующие служебные полномочия должностного лица |*|.
* Избежание административных правонарушений при приеме наличных денежных средств под контролем СКНО
Как видим, из действующего законодательства однозначно следует, что руководитель и главный бухгалтер являются должностными лицами.
Важно! Прекращение трудовых отношений с руководителем, главным бухгалтером, иным должностным лицом организации не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, поскольку правонарушение было допущено им в период исполнения должностных обязанностей.
В отношении иных работников организации в качестве ориентира для понимания соответствующих понятий обычно пользуются определениями, которые даны в постановлении ВС № 12 [4].
В постановлении ВС № 12 отмечено, что к занимающим должности, связанные с выполнением:
Примечание. С учетом того что постановление ВС № 12 дает толкование терминов применительно к уголовному праву, соответствующую информацию в целях административного права и процесса можно использовать лишь в порядке аналогии.
Пример 1
Критерии должностного лица
В функции начальника отдела организации Петрова А.С. входит, в частности, заключение договоров оказания услуг и купли-продажи товаров. Указанному сотруднику выдана доверенность на представление интересов организации в процессе переговоров и заключение указанных видов договоров.
В данном примере видим, что начальник отдела руководит определенным участком работы организации, осуществляет планирование работы отдела, организацию труда подчиненных. Выданная ему доверенность предоставляет право осуществлять распоряжение имуществом организации посредством заключения соответствующих договоров.
Таким образом, при наличии указанных условий начальник отдела Петров А.С. является должностным лицом и в случае совершения административного правонарушения может быть привлечен к ответственности в таком качестве.
Должностное лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии вины
При рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности всегда должен быть разрешен вопрос о вине лица, его совершившего |*|.
Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное (ст. 3.2 КоАП):
В свою очередь, административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное:
Пример 2
Привлечение главбуха к ответственности при наличии смягчающих обстоятельств
Главный бухгалтер Иванова Н.П. при рассмотрении первичных документов, связанных с внешнеторговой операцией, выразила сомнение в ее правомерности. Для того чтобы установить, не противоречит ли такая операция законодательству, она подготовила запрос, который был подписан директором, в один из государственных органов. Из ответа на запрос следовало, что данный орган не наделен правом официально разъяснять указы Президента, однако, по мнению этого государственного органа, подобная операция не противоречит законодательству.
В процессе проверки было установлено, что указанная операция проведена с нарушением законодательства о внешнеторговой деятельности.
Организация обжаловала соответствующее решение контролирующего органа в экономический суд. В качестве одного из аргументов было использовано вышеуказанное письмо государственного органа.
Однако суд установил, что данный государственный орган не наделен правом официального толкования нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь, а исходя из материалов дела административное правонарушение имело место.
В приведенном примере организация будет привлечена к административной ответственности. Но при решении вопроса о привлечении к административной ответственности главного бухгалтера должно быть учтено, что она предприняла меры, направленные на недопущение нарушений законодательства (подготовила запрос и действовала в соответствии с полученным ответом).
Полагаем, что в подобном случае, вероятнее всего, направление указанного запроса будет рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство.
Согласно положениям КоАП в случае привлечения к ответственности должностного лица учитываются следующие обстоятельства:
– характер совершенного административного правонарушения;
– обстоятельства его совершения;
– личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
– степень его вины;
– характер и размер причиненного им вреда;
– имущественное положение;
– обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются, в частности:
• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
• добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
• совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в КоАП.
Среди обстоятельств, отягчающих административную ответственность, применительно к анализируемым правоотношениям можно выделить совершение административного правонарушения повторно.
Справочно: суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельством совершение административного правонарушения повторно. В то же время суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в ст. 7.3 КоАП.
Штраф, который может быть взыскан с должностного лица
По общему правилу размер штрафа определяется исходя из БВ, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания.
Однако в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП , штраф может взиматься в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.
Важно! Максимальный размер штрафа, который может быть наложен на должностное лицо за нарушение законодательства в области финансов, рынка ценных бумаг, предпринимательской деятельности, порядка налогообложения |*| и управления, – 200 БВ (ст. 6.5 КоАП).
* Правоприменительная практика привлечения к ответственности за налоговые нарушения