Круглый стол по теме «Правоприменительная практика привлечения к ответственности за налоговые нарушения» состоялся

15 ноября 2019

Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол «Правоприменительная практика привлечения к ответственности за налоговые нарушения».

Мероприятие состоялось 31 октября 2019 г. В нем приняли участие: Нестерова Оксана Валентиновна – начальник отдела исковой работы и применения законодательства юридического управления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь; Жданова Татьяна Михайловна – старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.

 

Проверка вопросов соблюдения налогового законодательства является наиболее распространенной формой контроля за деятельностью субъектов хозяйствования. При проверках проверяющие зачастую выявляют неуплату или неполную уплату плательщиком сумм налогов, сборов, а если проверяемый субъект является налоговым агентом – невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и перечислению суммы налога. За указанные правонарушения нормами ст. 13.6, 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность, причем она налагается как на самих субъектов хозяйствования, так и на должностных лиц. Одновременно законодательством предусмотрены случаи, когда неуплата (неудержание, неперечисление) налога не признается административным правонарушением, а значит, не влечет ответственности. В ходе проведения круглого стола по данной теме были рассмотрены особенности правонарушений в налоговой сфере, критерии уголовной ответственности за неуплату налогов и платежей в бюджет, а также практика рассмотрения жалоб на привлечение к административной ответственности за налоговые нарушения.

После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Нестерова Оксана Валентиновна подробно остановилась на основных правонарушениях в налоговой сфере, за которые предусмотрена административная ответственность в 2019 г. Среди них были выделены следующие.

 

Неуплата или неполная уплата плательщиком налога (ч. 1 ст. 13.6 КоАП)

Суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов по итогам календарного года (либо иного периода, который подлежит проверке) над суммой проверяемых налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период.

Важно помнить, что это правило не действует в отношении правонарушений (примечание 1 к ст. 13.6 КоАП):

– выявленных в результате камеральных проверок;

– связанных с необоснованным зачетом разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и общей суммой этого налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в счет уплаты налогов, сборов (пошлин).

Важно! Не являются административными правонарушениями (ст. 5.5 КоАП):

– неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года) и если выявленные нарушения устранены в 3-дневный срок со дня подписания акта проверки;

– неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами.

Например, у организации на момент проверки есть переплата по налогу на прибыль в размере 70 руб. По результатам проверки необходимо доначислить по этому налогу 10 руб., в этом случае административная ответственность применяться не будет. В то же время переплата по налогу будет засчитана, даже если она была образована в предыдущем налоговом периоде (письмо МНС Республики Беларусь от 25.07.2011 № 5-1-46/10408 «О начислении пеней»).

 

Условия,  позволяющие избежать привлечения к административной ответственности

Уплата налогов, сборов (пошлин) является обязанностью плательщиков, которую они выполняют согласно установленным критериям полноты, срока, валюты платежа, формы и порядка расчетов с бюджетом. Если допускается нарушение (денежные средства не поступают в бюджет своевременно полностью), то у плательщика возникает задолженность по налогам (п. 1 ст. 41, ст. 42, 37 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Важно! Если плательщик не уплатил налог и пени, налоговый орган вправе взыскать их в принудительном порядке, а в некоторых случаях – привлечь плательщика к административной ответственности (п. 8 ст. 42, подп. 1.6, подп. 1.7.1 п. 1 ст. 107 НК; ст. 13.6 КоАП).

 

Ограничения по применению административной ответственности

Налогоплательщик должен учитывать возможности избежания административной ответственности либо существующие ограничения по этой ответственности в отдельных ситуациях:

  • за неоплату (несвоевременную оплату) налогов.

Административная ответственность не возникает, если:

– плательщик представил в банк платежное поручение на необходимую сумму налогов в установленный срок при недостаточности средств на расчетных (текущих) банковских счетах (кроме депозитного счета);

– если при проведении камерального контроля была выявлена ошибка, доначислены суммы налогов и плательщик сразу их оплатил. При повторной проверке этого же вопроса административный штраф применяться не будет;

– если составлен протокол правонарушения и начислена (доначислена) к уплате сумма налогов, а плательщик явился для вынесения решения по данному протоколу в налоговый орган с платежным поручением на необходимую сумму уплаты (доплаты) налогов по протоколу;

  • несвоевременное представление деклараций:

может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере до 1 базовой величины (БВ) при просрочке подачи декларации не более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица;

– может быть наложен штраф в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица;

– может быть наложен штраф в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ при повторном допущении таких же нарушений, в т.ч. должностным лицом юридического лица; 

  • непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений:

– не является административным правонарушением непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня.

Нарушения в сфере предпринимательской деятельности, находящиеся в компетенции налоговых органов: особенности квалификации

Важно знать, что привлечение к административной ответственности возможно только в пределах установленных законодательством сроков (ст. 7.6 КоАП). В частности, административное взыскание за совершение административного правонарушения в предпринимательской деятельности против порядка налогообложения накладывается не позднее 3 лет со дня их совершения и 6 месяцев со дня их обнаружения с определенными исключениями (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Например, днем обнаружения может быть дата составления акта проверки налоговым органом.

 

Критерии уголовной ответственности за неуплату налогов и платежей в бюджет

Спикер Оксана Валентиновна предупредила слушателей мероприятия о том, что предусмотрена уголовная ответственность (ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь; далее – УК):

– за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, в т.ч. посредством уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом со штрафом, или ограничением свободы на срок до 3 лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом;

– то же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, – наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Справочно: крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в 2 000 и более раз превышающую размер БВ, установленный на день совершения преступления; особо крупным размером – в 3 500 и более раз превышающую размер такой БВ.

 

После вкусного обеда слушателей ожидала вторая часть мероприятия, в ходе которой были рассмотрены следующие вопросы:

1. Формы контроля, применение которых влечет привлечение к ответственности за налоговые нарушения.

2. Особенности назначения проверок в период двухлетнего моратория.

3. Применение иных форм контроля, влекущих привлечение к ответственности за налоговые нарушения.

4. Ответы на вопросы слушателей круглого стола.

 

Формы контроля, применение которых влечет привлечение к ответственности за налоговые нарушения

Главным документом, регулирующим порядок проведения проверок, является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Он предусматривает следующие формы государственного контроля (надзора):

– выборочные проверки;

– внеплановые проверки;

– мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;

– меры профилактического и предупредительного характера, в т.ч. путем:

  • проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
  • проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирования субъектов (включая использование сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
  • проведения семинаров, круглых столов и др.

Налоговые проверки помимо Указа № 510 также регулируются нормами гл. 10 НК.

Важно! НК предусматривает такие формы контроля, как:

– камеральная проверка;

– хронометражный метод.

Они применяются только налоговыми органами в порядке, определенном пп. 73 и 76 НК соответственно.

Камеральная проверка проводится:

– по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе, иных документов и (или) информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе;

– без выдачи предписания на ее проведение.

Она включает предварительный и (или) последующий этапы ее проведения.

Целью камеральной проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину).

Наблюдение хронометражным методом – метод проверки, целью которой является установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого осуществляется наблюдение.

Наблюдение осуществляется в обслуживающих объектах в ходе проведения выездной проверки плательщика:

– осуществляющего общественное питание;

– осуществляющего бытовое обслуживание населения;

– оказывающего медицинские услуги.

Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если:

– он включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510;

– проверяемые вопросы соответствуют компетенции контролирующего органа;

– проверка назначена в случаях, установленных Указом № 510.

Нарушения, выявленные по результатам вышеперечисленных проверок, влекут административную ответственность.

Важно! Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности. 

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

Особенности назначения проверок в период двухлетнего моратория

По общему правилу проверки в течение 2 лет со дня государственной регистрации организаций запрещены (п. 7 Указа № 510).

Однако это правило имеет исключения, которые определены п. 8 Указа № 510.

В двухлетний период могут назначаться внеплановые проверки:

– по поручению Президента Республики Беларусь;

– КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 БВ;

– КГК (либо по его поручению территориальными органами КГК, территориальными органами финансовых расследований), ГТК (либо по его поручению таможнями), МНС (либо по его поручению территориальными органами МНС) в отношении субъектов, по которым Департаментом финансовых расследований КГК (далее – ДФР КГК) составлены заключения об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее – заключение), а также иных проверяемых субъектов – при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151).

Справочно: с 17.07.2019 вступило в силу постановление КГК Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151», которым утверждена Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации;

по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.

Важно! Поручение о назначении налоговой проверки органом уголовного преследования может даваться контролирующему органу, когда уголовное дело возбуждено по ст. 243 «Уклонение от уплаты налогов» УК в отношении должностных лиц субъекта хозяйствования, подлежащего проверке;

– в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта;

Нацбанком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», а также в рамках проведения контроля за соблюдением некоммерческими микрофинансовыми организациями, действующими в форме потребительского кооператива, законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, и в рамках проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);

– использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

– для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок (далее – дополнительная проверка).

Такие проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований Указа № 510.

Применение иных форм контроля, влекущих привлечение к ответственности за налоговые нарушения

1. Мониторинг

Контролирующими (надзорными) органами (налоговые органы входят в их число) активно используется такая форма контроля (надзора), как мониторинг. При проведении мониторингов инспекции МНС руководствуются Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510 (далее – Положение о мониторинге).

Согласно Положению о мониторинге мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта, использовать доступные средства сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) может назначить внеплановую проверку в соответствии с подп. 12.2 п. 12 Указа № 510, а руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа, являющегося территориальным органом, структурным подразделением, подчиненной организацией, вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки в соответствии с подп. 12.2 п. 12 Указа № 510.

 

2. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера

Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность (п. 6 Указа № 510). Они не связаны с проверкой хозяйственной деятельности организации, на них не распространяются общие правила проведения проверок (абз. 26 п. 23 Указа № 510).

Сведения о проведении мероприятия не вносятся в книгу учета проверок. В то же время информацию о мероприятиях в рамках контроля за строительством вносят в журнал производства работ (часть четвертая п. 17 Указа № 510).

Цель проведения таких мероприятий – оценить, как организации и физические лица соблюдают требования актов законодательства:

– нормы обязательных технических нормативных правовых актов (ТНПА) при строительстве, проектировании и строительно-монтажных работах;

– требования, которые обеспечивают исправное состояние машин и механизмов, транспорта, оборудования при технологическом процессе, выполнение правил их эксплуатации;

– требования о сохранности имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или на ответственном хранении;

– требования об использовании природных ресурсов;

– правила утилизации отходов;

– порядок хранения оружия и боеприпасов;

– особые правила привлечения и использования наемных работников; обеспечения безопасности дорожного движения, расследования несчастных случаев и случаев профзаболеваний на производстве (абз. 8 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).

Необходимо помнить, что перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105 (далее – постановление № 1105 и перечень № 1105). Оно же устанавливает, какой контролирующий орган и с какой периодичностью осуществляет эти мероприятия.

Например, транспортная инспекция может каждый день проверять в специальных пунктах вес и габариты коммерческого автомобиля (п. 10 перечня № 1105).

Кроме того, каждый орган, включенный в постановление № 1105, самостоятельно определяет порядок проведения мероприятий своим постановлением:

– Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 05.07.2019 № 33, от 28.12.2012 № 125;

– Минэнерго Республики Беларусь от 28.06.2019 № 24;

– МВД Республики Беларусь от 10.05.2019 № 120, от 04.04.2019 № 94, от 19.12.2018 № 351, от 28.12.2012 № 469, от 27.12.2012 № 467, от 18.12.2012 № 448;

– Минспорта Республики Беларусь от 29.04.2019 № 10;

– МЧС Республики Беларусь от 19.04.2019 № 33, от 19.02.2019 № 24, от 30.12.2013 № 74;

– Минсельхозпрода Республики Беларусь от 28.12.2018 № 92, от 04.02.2013 № 4;

– Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2014 № 39, от 06.02.2014 № 2;

– Минфина Республики Беларусь от 29.12.2012 № 84;

– Минкультуры Республики Беларусь от 28.12.2012 № 91.

Важно! Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается.

3. Предъявление организации чек-листа

Контрольный список вопросов (чек-лист) – исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.

Перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147.

Формы контрольного списка вопросов (чек-листа) утверждаются республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в сети Интернет

 

4. Контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг

Такой способ контроля выражается в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.

 

5. Контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства)

Данный способ контроля (надзора) проводится путем инструментального обмера (с помощью инструментов, приборов, оборудования), осмотра и сопоставления фактически выполненных объемов работ и израсходованных на их выполнение денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств, а также определения соответствия требованиям актов законодательства, в т.ч. обязательным для соблюдения требованиям ТНПА.

 

Статьи по материалам круглого стола будут опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup