* Налоговые льготы по земельному налогу по земле, на которой находится здание музея
Льготы по арендной плате за земельные участки, по сути, являются исключением из общих правил аренды земельных участков, установленных Указом № 160 , и используются государством наряду с различными инструментами налоговой политики для поддержки отдельных организаций или стимулирования некоторых видов деятельности.
Перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности, за которые арендную плату не взимают, предусмотрен в п. 5 Положения [2].
Освобождение от уплаты арендной платы распространяется на отдельные организации или земельные участки
С 1 января 2020 г. не взимается арендная плата:
– за земельные участки организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
Справочно: основополагающим условием для применения освобождения от уплаты арендной платы за земельные участки является статус организации, а не назначение использования земельных участков. Данное освобождение от арендной платы за земельные участки также применимо, если к категории оздоровительных и санаторно-курортных относится какое-либо структурное подразделение организации (например, санаторий или детский оздоровительный лагерь). Следует учитывать, что в этом случае освобождение применимо только в отношении земельных участков, предоставленных для содержания и обслуживания вышеуказанных таких объектов;
– земельные участки научных организаций и научно-технологических парков;
– земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными и трамвайными путями общего пользования, под полосу отвода автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных путей общего пользования;
– земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, либо водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями;
– земельные участки, предоставленные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;
– земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране;
– земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;
– земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, предоставленные им в аренду для осуществления уставной деятельности;
– земельные участки детско-юношеских спортивных школ;
– земельные участки (части земельных участков) организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурноспортивных сооружений (далее – Реестр);
Условия, разрешающие применение льготы по арендной плате
Организации вправе воспользоваться освобождением от арендной платы |*| в отношении земельного участка (части земельного участка) при одновременном выполнении следующих условий:
* Переход на новую систему взимания арендной платы за землю в госсобственности
1) организация должна получать субсидии из бюджета;
2) земельный участок (часть земельного участка) должен быть занят капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в Реестр.
Справочно: формирование и ведение Реестра осуществляет Минспорт Республики Беларусь.
Освобождение от арендной платы за земельные участки предоставляется в отношении земельных участков, занятых любыми объектами, включенными в Реестр.
Земельные участки, занятые объектами, используемыми или подлежащими использованию в сфере физической культуры и спорта, могут быть освобождены от исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки только после представления организацией, являющейся заинтересованным лицом, заявления и соответствующих документов для включения какого-либо объекта в Реестр и вынесения положительного решения коллегии Минспорта о включении объекта в Реестр и фактического внесения в него сведений;
– земельные участки (части земельных участков), на которых расположены впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
Важно! При возникновении у юридических лиц основания для применения льготы по арендной плате за земельные участки необходимо учитывать, что она предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу по арендной плате исчисление арендной платы производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права. Месяцем, в котором утрачено право на льготу, является месяц, на который приходится последний день действия льготы (п. 11 Положения ).
Практика применения норм налогового законодательства, а также логика построения законодательства о земельном налоге в части налогообложения земельных участков, занятых впервые введенными в действие капитальными строениями (зданиями, сооружениями), указывают на необходимость применения положений п. 11 Положения об утрате права на освобождение с некоторой оговоркой.
Пример
Исчисление годичного срока применения льготы
Капитальное строение (здание, сооружение), расположенное на земельном участке, предоставленном организации в аренду, принято в эксплуатацию 09.09.2019.
Сентябрь 2019 г. – месяц, в котором возникло право на освобождение по арендной плате.
08.09.2020 – дата окончания одного года с даты приемки капитального строения (здания, сооружения) в эксплуатацию.
Сентябрь 2020 г. – месяц, на который приходится последний день действия освобождения.
В рамках предложенных условий при безусловном следовании нормам п. 11 Положения можно сделать вывод о том, что льготу по земельному налогу допустимо применять в период с 01.09.2019 по 30.09.2020, что составляет 1 год и 1 месяц и, в свою очередь, противоречит подп. 5.43 п. 5 Положения , который ограничивает возможность применения льготы одним годом.
Учитывая изложенное, дату начала применения рассматриваемого освобождения целесообразно определять по правилу, установленному п. 11 Положения , и не допускать, чтобы период действия льготы превышал 1 год (12 месяцев).
В рассматриваемом примере освобождение по арендной плате возможно использовать с 01.09.2019 по 31.08.2020, т.е. в течение одного года.
Порядок определения площади части земельного участка, освобождаемой от арендной платы, приходящейся на капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, разъяснен в п. 20 Положения . Так, расчет освобождаемой от арендной платы части земельного участка производится последовательно:
– делением общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке;
– умножением полученного значения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в части площади, приходящейся на земельный участок, который освобождается от арендной платы.
С 1 января 2020 г. при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках (частях земельных участков), в отношении которых юридические лица применяют освобождение от арендной платы, исчисление суммы арендной платы за эти земельные участки (части земельных участков) следует производить в общем порядке (п. 6 Положения ).
Аналогичное правило с 1 января 2020 г. предусмотрено для бюджетных организаций |*|. Так, при сдаче бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках (частях земельных участков) бюджетных организаций, исчисление арендной платы за такие земельные участки производится бюджетными организациями в общем порядке (п. 10 Положения ).
Важно! В целях снижения налоговой нагрузки на бюджетные организации предусмотрены нормы, согласно которым эти организации не признаются плательщиками арендной платы при сдаче имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, если период нахождения имущества в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца.