Любая созданная коммерческая организация имеет своей целью получение прибыли. В связи с этим она формирует и по возможности решает различные задачи в области организационных аспектов функционирования, бухгалтерского, налогового и управленческого учета, ценовой политики и т.д. Следует помнить, что коммерческие организации могут осуществлять деятельность от своего имени и у них появляются различного рода расходы и обязательства только после государственной регистрации.
Рассмотрим основные действия вновь созданной организации.
Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре ‒ для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (абз. 2 части третьей п. 23 Положения о государственной регистрации).
Документ: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее соответственно – Декрет № 1 и Положение о регистрации).
Назначение руководителя
Коммерческие и некоммерческие организации, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Минюстом, в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) (п. 22 Положения о регистрации).
Постановка на учет
В настоящее время регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, регистрацию в БРУСП «Белгосстрах» (п. 25 Положения о регистрации).
Письмом № 10-15/14 уточнено, что налоговым органам для осуществления возложенных на них функций необходимы следующие представляемые плательщиком документы, истребование которых допускается законодательством:
‒ подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (свидетельство о государственной регистрации);
‒ подтверждающие полномочия представителя юридического лица (руководителя, главного бухгалтера, иного уполномоченного лица), а также документы, удостоверяющие их личность;
‒ необходимые для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), предоставления налоговых вычетов.
Документ: письмо МНС Республики Беларусь от 12.02.2010 № 10-15/14 «Об учетных делах плательщиков» (далее – письмо № 10-15/14).
Нормативными правовыми актами не определен перечень документов, подлежащих представлению в ФСЗН и БРУСП «Белгосстрах». По сложившейся практике обычно представляются:
‒ в ФСЗН: копии учредительных документов (устава и (или) учредительного договора), свидетельства о государственной регистрации, приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера организации, приказа о сроках выплаты заработной платы;
‒ в БРУСП «Белгосстрах»: сведения о руководителе и главном бухгалтере организации и копия приказа о сроках выплаты заработной платы.
В органы статистики, как правило, дополнительные документы не представляются.
Для получения возможности представления налоговых деклараций и отчетной информации в ФСЗН в электронном формате, выставления и подписания электронных счетов-фактур по НДС, иного использования электронных документов организации должны получить ключ электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). С этой целью они регистрируются в качестве подписчика у Республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг». Более подробная информация о порядке получения ЭЦП и прейскуранте тарифов на электронные услуги размещены на сайте по адресу: https://nces.by/pki/price.
Открытие счетов в банках
Для осуществления расчетов в безналичной форме с контрагентами и в других ситуациях организации открывают счета в банках (ст. 231 БК).
Документ: Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – БК).
Организации для открытия текущих (расчетных) банковских счетов представляют в банк:
‒ заявление на открытие текущего (расчетного) банковского счета;
‒ копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора ‒ для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющую штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, ‒ для юридического лица (подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1).
Другие документы для открытия текущих (расчетных) банковских счетов юридическими лицами в банк не представляются.
Постановка бухгалтерского и налогового учета
В зависимости от объемов предстоящей деятельности создаваемые организации определяют порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Если по масштабам своей деятельности организация предполагает выйти за параметры микроорганизации, она обязана организовать постановку и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом № 57-З.
Документ: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее ‒ Закон № 57-З).
В иных случаях, рассматривая для старта свою коммерческую организацию как субъект малого предпринимательства, организации имеют право выбора варианта ведения учета.
Справочно: к субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации ‒ зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации ‒ зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (ст. 3 Закона № 148-З).
Аналогичные нормы в отношении критерия «субъект малого предпринимательства» содержатся в п. 1 Указа № 255.
Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее ‒ Указ № 255).
Следовательно, если микроорганизация примет решение вести учет только для целей налогового учета, то она может выбрать вариант ведения книги учета доходов и расходов либо вести бухгалтерский учет в соответствии с нормами Закона № 57-З. В случае выбора микроорганизацией варианта ведения бухгалтерского учета также есть возможность ведения его непосредственно руководителем этой организации. В этом случае он должен отвечать требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру (п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона № 57-З):
1) наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
2) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Не менее важным для вновь созданной организации является выбор программного продукта в целях автоматизации бухгалтерского и налогового учета (1-С Бухгалтерия, Нива, Гедымин и др.). Как правило, такие программные продукты приобретаются по лицензионному договору, что регулируется ст. 985 ГК, и в целях бухгалтерского учета рассматриваются как нематериальные активы (подп. 7.1 п. 7 Инструкции № 25).
Документ: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее ‒ ГК).
Документ: Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
В дальнейшем стоимость программного продукта подлежит амортизации в соответствии с требованиями Инструкции № 37/18/6.
Документ: Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее ‒ Инструкция № 37/18/6).
В бухгалтерском учете операции по приобретению и использованию программного продукта отражаются следующими записями (см. табл. 1):
Таблица 1
Дебет счета |
Кредит счета |
Содержание хозяйственной операции |
60 |
51 |
Произведена оплата программного продукта |
08 |
60 |
Отражено получение программного продукта от поставщика (без учета «входного» НДС) |
18 |
60 |
Отражена сумма «входного» НДС |
04 |
08 |
Принят к учету программный продукт |
26, 44 |
05 |
Отражено начисление амортизации по программному продукту на общехозяйственные затраты (расходы на реализацию) |
90-5 |
26, 44 |
Отражено по окончании месяца списание общехозяйственных затрат (расходов на реализацию) в состав управленческих расходов |
Изготовление печати
Традиционно в нашей стране обязательным атрибутом коммерческой организации являлась печать. Однако в связи с принятием Декрета № 7, вступившим в силу с 08.01.2020, у них появилось право не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7).
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Следовательно, в случае изготовления организацией печати она несет расходы, которые признаются управленческими расходами.
В бухгалтерском учете операции по приобретению и выдаче печати отражаются следующими записями (см. табл. 2):
Таблица 2
Дебет счета |
Кредит счета |
Содержание хозяйственной операции |
60 |
51 |
Отражена оплата печати ее изготовителю |
10 |
60 |
Отражено получение печати у ее изготовителя без учета «входного» НДС |
18 |
60 |
Отражена сумма «входного» НДС |
26, 44 |
10 |
Отражено списание стоимости печати на общехозяйственные затраты (расходы на реализацию) |
90-5 |
26, 44 |
Отражено по окончании месяца списание общехозяйственных затрат (расходов на реализацию) в состав управленческих расходов |
Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (п. 1 ст. 169 НК).
Документ: Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Следовательно, затраты, по приобретению программного продукта, печати учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации.