Путевой лист сейчас не является необходимым документом при осуществлении автомобильных перевозок. Но многие организации привыкли им пользоваться, и, кроме того, те функции, которые он выполнял, не утратили актуальность. Продолжать ими пользоваться или использовать другие формы учета – это выбор организации. На что при организации необходимого учета обратить внимание, читайте в статье.
Важное в статье:
- Путевой лист и необходимость его использования
- Разработка собственной формы путевого листа
- Внесение исправлений в данные путевых листов
- Сроки хранения путевых листов
1. Путевой лист и необходимость его использования
Обязательное использование путевых листов на территории Беларуси отменено с 26 февраля 2018 г. (абз. 2 подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7).
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
Однако факт использования автомобилей организации и соответствующего расхода топлива должен быть подтвержден документально. Это необходимо в т.ч. для целей налогообложения прибыли организации, так как важно подтвердить производственный характер использования автомобилей.
Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учетным документом (далее – ПУД) (Закон № 57-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Путевые листы и ранее не содержали стоимостных показателей израсходованного топлива и не являлись ПУД для списания топлива на затраты. Основанием для списания горюче-смазочных средств (далее – ГСМ) на затраты производства ранее служили накопительные ведомости путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период.
Данные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 10 Закона № 57-З. Разработанные организацией для применения формы ПУД включаются в учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Таким образом, для целей бухгалтерского и налогового учета по-прежнему нужен документ, содержащий необходимые сведения о работе автомобиля, которые при необходимости используют для составления ПУД, на основании которого списывают стоимость топлива на затраты.
Таким документом может быть путевой лист. В качестве его формы можно использовать ранее утвержденные формы путевых листов, либо организации могут самостоятельно разработать его форму. В любом случае используемые формы должны быть утверждены руководителем.
2. Разработка собственной формы путевого листа
Как уже говорилось выше, организация может разработать форму путевого листа и правила его оформления. При создании формы путевого листа и правил его оформления следует определить круг сведений, которые будут в нем фиксироваться.
В документе целесообразно предусмотреть следующее:
· время выезда и возвращение автомобиля;
· показания спидометра;
· пробег;
· движение топлива;
· информацию об исправности автомобиля;
· допуск водителя к управлению;
· принятие и сдача автомобиля водителем;
· иные необходимые организации сведения.
Данные о показаниях спидометра при выезде и по возвращении в путевом листе являются обязательными, так как на их основании производится расчет затрат на ГСМ.
Нормы расхода топлива легковым автомобилем устанавливают на 100 км пробега. Учет норм топлива организация ведет в литрах с точностью, определенной учетной политикой.
Расход топлива при его оперативном учете обычно рассчитывается как разность между остатками топлива в баке автомобиля на начало и конец дня плюс количество заправленного топлива.
Стоимость топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в бухучете в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 в зависимости от направления использования этих транспортных средств.
Расход топлива нормируется. В частности, при налогообложении прибыли в затраты включают стоимость топлива, израсходованного в пределах норм. Поэтому для контроля расхода топлива наряду с его фактическим расходом целесообразно указывать сведения о расходе топлива по норме, экономии либо перерасходе.
Степень детализации маршрута следования в путевом листе организация определяет самостоятельно с учетом потребности в такой информации.
Путевой лист легкового автомобиля может заполняться один за календарный месяц (неделю, декаду) с детализацией информации в разрезе дней или на каждый день отдельный.
Разработанная форма путевого листа и правил его заполнения утверждается руководителем организации.
3. Внесение исправлений в данные путевых листов
С учетом того, что путевые листы не являются ПУД, поскольку не содержат всех необходимых реквизитов для признания их ПУД, а также не являются бланками строгой отчетности, важно знать, как правильно вносить в них исправления.
ПУД для списания топлива составляются на основании путевых листов, поэтому вносить исправления в данные путевых листов нужно так же, как в данные ПУД.
Справочно: порядок внесения исправлений в первичные учетные документы (за исключением ПУД, формы которых утверждает Нацбанк) определяется Минфином Республики Беларусь (п. 8 ст. 10 Закона № 57-З).
Такой порядок определен, например, для бланков строгой отчетности. Им же целесообразно руководствоваться и при внесении исправлений в ПУД, не являющиеся бланками строгой отчетности, по которым законодательством не определен порядок внесения исправлений. А в нашем случае – и для путевых листов.
Ошибочные записи исправляются методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее.
Ошибочные записи исправляются путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, производит оговорку «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего (п. 4 Инструкции № 196).
Документ:
Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196.
4. Сроки хранения путевых листов
Путевые листы и журналы учета путевых листов имеют сроки хранения, оговоренные в гл. 50 «Транспортное обслуживание» перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (см. таблицу).
Номер пункта |
Виды и названия документов |
Срок хранения документов |
|
Пояснение |
||
в государственных органах, иных государственных организациях, подчиненных им (входящих в состав, систему) органах и (или) организациях, негосударственных организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов |
в организациях, подчиненных государственным органам, иным государственным организациям (входящих в их состав, систему), негосударственных организациях с долей государственной собственности в уставном фонде более 50 процентов, не являющихся источниками комплектования государственных архивов |
в иных негосударственных организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, у индивидуальных предпринимателей |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
|
|
<…> |
|||||
1216 |
Путевые листы и приложения к ним |
3 года |
3 года |
3 года |
После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась, – 10 лет |
|
1217 |
Журналы учета путевых листов |
3 года |
3 года |
3 года |
После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась, – 10 лет |
Читайте статьи по этой теме:
· Объект контроля – документальное оформление списания топлива на затраты
· Топливо: как нормировать и списывать правильно
· Организация использует транспорт: нюансы бухгалтерского и налогового учета
· Выявлено несоответствие остатка топлива в баке автомобиля с данными в путевом листе
· Списание стоимости израсходованного топлива