В новом Законе закреплены основные принципы валютного регулирования
К таковым относятся:
– приоритет экономических мер в реализации единой государственной политики в сфере валютного регулирования;
– взаимосогласованность валютного регулирования и валютного контроля;
– обеспечение государством защиты прав и законных экономических интересов резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций.
Статья 7 нового Закона |*|, следуя нормам международного права, допускает возможность введения валютных ограничений. Согласно п. 1 указанной статьи нового Закона в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в т.ч. стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, могут быть введены валютные ограничения.
К угрозам экономической безопасности Республики Беларусь, в т.ч. стабильности финансовой системы, при которых могут быть введены валютные ограничения, относятся:
– возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в Республике Беларусь либо нанести ущерб интересам безопасности Республики Беларусь и препятствовать поддержанию общественного порядка;
– негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов Республики Беларусь ниже допустимого уровня;
– резкие колебания курса белорусского рубля.
К валютным ограничениям, которые могут быть введены в случае, указанном выше, относятся:
– установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;
– установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
– требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;
– требование обязательной продажи полученной юридическими лицами – резидентами иностранной валюты;
– ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Вышеперечисленные валютные ограничения будут вводиться Нацбанком совместно с Советом Министров Республики Беларусь на срок не более 1 года.
Отметим, что подобные нормы содержатся в Соглашении [3], по которому валютные ограничения – это установленные валютным законодательством |*| ограничения на валютные операции, выраженные в их прямом запрете, лимитировании объемов, количества и сроков проведения, определении валюты платежа, установлении требований получения специальных разрешений (лицензий) на их проведение, резервирования части или всей суммы проводимой операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территориях государств – участников Соглашения и на территориях третьих стран.
* Новации, произошедшие в 2020 г. в валютном национальном законодательстве
Статьей 13 Соглашения установлено, что каждая из сторон вправе в исключительных случаях устанавливать валютные ограничения на срок не более 1 года на валютные операции.
К исключительным случаям относятся:
– возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации;
– негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня;
– возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может нанести ущерб интересам национальной безопасности и препятствовать поддержанию общественного порядка;
– резкие колебания курса национальной валюты государства – участника Соглашения.
В разд. XIV «Валютная политика» Договора о ЕАЭС [4] указано, что в целях проведения согласованной валютной политики государства-члены реализуют меры согласно приложению 15 к этому договору. В свою очередь, в указанном приложении (Протокол № 15 [5]) дано определение валютных ограничений – это установленные международными договорами и актами, составляющими право Союза, или валютным законодательством государств-членов ограничения на валютные операции, выраженные в их прямом запрете, лимитировании объемов, количества и сроков проведения, валюты платежа, в установлении требований по получению специальных разрешений (лицензий) на их проведение, резервированию части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территориях государств-членов, и требования об обязательной продаже иностранной валюты.
При этом в п. 13 Протокола № 15 отмечено, что каждое из государств-членов в исключительных случаях (если ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики) вправе вводить валютные ограничения на срок не более 1 года.
К исключительным случаям относятся:
– возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве-члене;
– негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов государства-члена ниже допустимого уровня;
– возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может нанести ущерб интересам безопасности государства-члена и препятствовать поддержанию общественного порядка;
– резкие колебания курса национальной валюты государства-члена.
Валютный договор должен содержать срок исполнения нерезидентом своих обязательств
Основные правила проведения валютных операций закреплены в гл. 3 нового Закона.
В частности, ст. 10 нового Закона определено, что валютные договоры, заключаемые между резидентами и нерезидентами, должны предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами:
– по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;
– по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг |*|.
* Правовая основа расчетов с нерезидентом в современных условиях