Белорусская организация (далее – грузоотправитель) планирует по договору поставки отгрузить на экспорт товары резиденту Республики Польша (далее – грузополучатель).
Для выполнения международной автомобильной перевозки груза нерезидент привлекает иностранного перевозчика.
Должен ли нерезидент выдавать доверенность перевозчику на получение груза у белорусской стороны? Регулируется ли этот вопрос Конвенцией*?
____________________
* Конвенция Организации Объединенных Наций о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 (г. Женева) (далее – Конвенция).
Не должен. Вопрос выдачи доверенности не регулируется Конвенцией.
В нормах Конвенции, а также в иных международных договорах, регулирующих правоотношения в области международных автомобильных перевозок, отсутствует такой вид документа, как доверенность (а равно предъявляемые к ней требования), подтверждающая правомочия представителя автомобильного перевозчика на право получения груза со склада грузоотправителя для целей его перевозки (далее – доверенность). В то же время ст. 17 Конвенции предусматривает ответственность перевозчика за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
Автомобильные перевозки в Республике Беларусь регулируются Законом* и Правилами автомобильных перевозок грузов**.
____________________
* Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 109-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон).
** Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила).
Ими установлен перечень документов, необходимых для выполнения в т.ч. международной автомобильной перевозки грузов. Доверенность там отсутствует. В то же время определено, что основным документом международной перевозки является международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее – CMR-накладная), составленная согласно Конвенции.
CMR-накладная выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке, когда при выполнении международной автомобильной перевозки груза товарного характера не оформлена CMR-накладная |*| (абз. 4 части первой п. 22 Правил).
* Письмо МНС «О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг»
При этом следует понимать, что водитель, выступая представителем перевозчика и действуя от его имени, не совершает сделок (юридических значимых действий) от имени покупателя.
Соответственно у белорусской организации, выступающей в качестве грузоотправителя, нет оснований требовать от водителя перевозчика доверенность.
Мнение эксперта
Норма, закрепленная в п. 5 ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь и устанавливающая, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленными печатью организации, прямо не препятствует возможности выдачи доверенности лицу, не состоящему в трудовых отношениях с доверителем.
Поэтому между поставщиком и получателем груза по взаимной договоренности могут быть прописаны особые условия передачи водителю перевозчика со стороны отправителя груза.
Кроме того, условия, предусматривающие обязательное предъявление водителем перевозчика доверенности, могут быть предусмотрены в самом внешнеторговом договоре (договоре купли-продажи либо договоре поставки товаров).