Ситуация
Постоянное представительство за оказанные услуги выплатило доходы иностранным гражданам
Иностранная организация – резидент Италии с 13.01.2020 осуществляет на территории Республики Беларусь монтаж оборудования белорусской организации. Срок оказания услуг на территории Республики Беларусь составил 10 месяцев. Эта организация поставлена на учет в налоговом органе как постоянное представительство до начала осуществления деятельности.
Непосредственно монтаж оборудования осуществляют работники иностранной организации – граждане Италии. За выполнение работ по монтажу иностранная организация выплачивает им доход.
1. Являются ли данные выплаты объектом обложения подоходным налогом в Республике Беларусь?
Да, являются.
Объектом обложения подоходным налогом признаются доходы, полученные плательщиками, как признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, так и не признаваемыми таковыми, от источников в Республике Беларусь (п. 1 ст. 196 НК [2]).
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся вознаграждения за исполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками:
– от белорусских организаций (ИП, нотариусов, адвокатов), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
– независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 197 НК ).
Постоянное представительство признается налоговым агентом.
Налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в соответствии с нормами ст. 216 НК .
2. Надо ли при исчислении подоходного налога с доходов иностранных граждан учитывать положения международного договора?
При рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных иностранными гражданами в Республике Беларусь, необходимо учитывать положения международных договоров |*|.
* Надо ли платить подоходный налог при возврате займа и процентов учредителю – иностранному гражданину
Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора. Если НК и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором Республики Беларусь, за исключением международных договоров Республики Беларусь, регулирующих взаимные поездки граждан, и международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, то применяются положения НК и (или) иных законодательных актов (п. 2 ст. 5 НК ).
В рассматриваемой ситуации при исчислении подоходного налога с получаемых гражданами Италии доходов следует учитывать положения Конвенции с Италией [3].
Заработная плата и другие подобные вознаграждения, которые получает резидент Италии в отношении работы по найму, облагаются налогом только в Италии, если только работа по найму не осуществляется в Республике Беларусь. Если работа по найму осуществляется таким образом, то вознаграждения, которые получены в связи с этим, могут облагаться налогом в Республике Беларусь (п. 1 ст. 15 Конвенции и Италией ).
Вместе с тем вознаграждение, которое получает резидент Италии в отношении работы по найму, выполняемой в Республике Беларусь, облагается налогом только в Италии, если:
a) получатель находится в Республике Беларусь в течение периода или периодов, которые не превышают в совокупности 183 дней в любом 12-месячном периоде, который начинается или заканчивается в соответствующем налоговом году, и
b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом Республики Беларусь, и
c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Республике Беларусь.
Это установлено в п. 2 ст. 15 Конвенции с Италией .
При несоблюдении хотя бы одного из указанных в п. 2 ст. 15 Конвенции с Италией условий доход работников итальянской организации может облагаться подоходным налогом в Республике Беларусь.
Пункт 1 ст. 5 Конвенции с Италией и подп. 1.1 п. 1 ст. 180 НК определяют постоянное представительство как постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.
Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации с начала его существования признается постоянным представительством иностранной организации при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 3 ст. 180 НК ).
Поскольку предполагаемый срок осуществления иностранной организацией деятельности по оказанию услуг по монтажу оборудования превышает срок 180 дней, то такая деятельность образует на территории Республики Беларусь с 13.01.2020 постоянное представительство иностранной организации, которое должно быть поставлено на учет в налоговом органе Республики Беларусь до начала осуществления деятельности (подп. 1.5 п. 1 ст. 70 НК ).
В рассматриваемой ситуации с 13.01.2020 не соблюдается последнее условие п. 2 ст. 15 Конвенции с Италией – источником выплаты гражданам Италии доходов за монтаж оборудования на территории Республики Беларусь будет являться постоянное представительство иностранной организации. С указанной даты граждане Италии будут признаваться плательщиками подоходного налога в Республике Беларусь с выплачиваемых им доходов, а эти доходы признаются полученными от источников в Республике Беларусь и облагаются подоходным налогом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вместе с тем с 01.01.2020 установлено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, перечисляют в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК (абз. 1 подп. 4.3 п. 4 Указа № 503 ) |*|.
Если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения, то перечисление указанного налога в бюджет осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный таким международным договором период (абз. 2 подп. 4.3 п. 4 Указа № 503 ).
При этом исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога осуществляются в отношении доходов плательщиков, полученных с даты начала деятельности, определенной в пп. 3 и 4 ст. 180 НК , и по дату истечения указанного периода (абз. 3 подп. 4.3 п. 4 Указа № 503 ).
Справочно: до 01.01.2020 иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, перечисляли в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога в порядке, предусмотренном абз. 2–4 п. 6 ст. 216 НК , не дожидаясь, когда истечет период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК .
В данной ситуации указанный в п. 3 ст. 180 НК период (осуществление деятельности в течение 180 дней непрерывно) истекает 20.07.2020.
На основании изложенного в нашей ситуации суммы подоходного налога, исчисленного и удержанного с доходов плательщиков, полученных от этой иностранной организации за период осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь с января по июль 2020 г., должны быть перечислены ею не позднее 22.08.2020.
В последующем суммы исчисленного и удержанного этой иностранной организацией подоходного налога должны перечисляться в бюджет не позднее дня:
– фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату плательщику доходов или дня перечисления таких доходов со счета иностранной организации в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (иностранных банках);
– следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы иностранной организации;
– следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме (часть четвертая подп. 4.3 п. 4 Указа № 503 , абз. 2–4 п. 6 ст. 216 НК ) |*|.
* Сведения, представляемые налоговым органам о доходах, выплачиваемых работникам-иностранцам
Так, например, при выплате 10.09.2020 этой иностранной организацией своим работникам доходов, начисленных за август 2020 г., путем перечисления на их счета в банке, она как налоговый агент в этот же день должна перечислить в бюджет удержанный с них подоходный налог.