Чек-лист для определения, платить ли сбор
Заключая договоры на оказание услуг, связанных с рекламой, решение о необходимости платить сбор нужно принимать в каждом конкретном случае. Основные вопросы, на которые для этого надо последовательно ответить:
1. Является ли организация в данном случае рекламодателем или рекламным агентством?
1.1. Если организация является:
– рекламодателем – оказываются ли ей услуги по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь?
– рекламным агентством – оказывает ли она услуги по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь иностранному рекламодателю посредством предоставления ее рекламораспространителю? |*|
* Кто и как должен быть включен в Реестр рекламораспространителей с 12 июля 2024 г.
2. Все ли услуги, указанные в договоре, являются услугами по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь?
3. При размещении (распространении) рекламы в Интернете – является ли такая реклама рекламой, размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь?
Краткая шпаргалка
Кратко изложим порядок исчисления сбора (см. таблицу).
Показатели |
Как правильно |
1 |
2 |
Кто платит |
– юридические лица Республики Беларусь, являющиеся рекламодателями (далее – плательщики-рекламодатели); – рекламные агентства при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю (далее – плательщики – рекламные агентства) (п. 1 ст. 307-12 НК [1]) |
Примечание. Рекламное агентство – юридическое лицо Республики Беларусь, оказывающее услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю. Важно! Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения этого требования является незаконным и запрещается. Документ: |
|
Кто не платит |
<..> |
Объект обложения |
<..> |
Примечание. Согласно разъяснениям MAPT размещением (распространением) рекламы является доведение в любой форме с помощью любых средств рекламы до сведения потребителей рекламы |
|
Когда не нужно исчислять сбор |
<..> |
Налоговая база |
<..> |
Примечание. Указом № 131 [2] установлено, что оказание услуг по размещению (распространению) рекламы осуществляется на основании договора, содержащего стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы или условия определения такой стоимости. |
|
Ставка |
<..> |
Отчетный период |
Календарный квартал (ст. 307-16 НК [1])
|
Разбираем необходимость уплаты сбора в различных ситуациях
Пример 1
Рассылка рекламных сообщений работниками
Работники организации с помощью специальной компьютерной программы рассылают на электронную почту клиентов рекламные сообщения с условиями проводимых рекламных акций.
Как правильно:
Пример 2
Комплекс услуг по дизайну и созданию рекламных сообщений, рассылке рекламных сообщений
У организации заключен договор с другой организацией на комплекс услуг, который включает разработку нескольких вариантов дизайна рекламных сообщений, создание рекламных сообщений по одобренному дизайну и рассылку рекламных сообщений в мессенджерах и социальных сетях неограниченному кругу лиц.
Как правильно:
Пример 3
Размещение объявлений о продаже автомобилей в печатных изданиях и на специализированных сайтах
Организация, реализующая бывшие в употреблении автомобили, размещает в печатных изданиях и на специализированных сайтах по продаже автомобилей на основании договоров, заключенных с редакциями печатных изданий и владельцами специализированных сайтов, объявления об имеющихся в продаже автомобилях с указанием их характеристик: комплектации автомобилей, года выпуска, пробега, состояния кузова, двигателя и др.
Как правильно:
Пример 4
Размещение светового табло с логотипом организации на здании, в котором организация арендует помещения
Организация заказала у другой организации изготовление светового табло с изображением своего фирменного логотипа для размещения вывески на наружной стене у входа в здание, на первом этаже которого в арендованных помещениях располагается отдел по обслуживанию и привлечению клиентов.
До размещения логотипа организация-арендатор получила согласование о возможности размещения светового табло на наружной стене здания у его собственника.
Монтаж светового табло на наружной стене здания производили работники организации – собственника здания на основании отдельного договора.
Условиями договора предусмотрены:
– оплата стоимости монтажа светового табло;
– ежемесячная плата за его размещение;
– возмещение организацией-арендатором расходов организации – собственника здания на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы.
Полный текст читайте в журнале «Главный Бухгалтер», № 34/ 2024.