В белорусском законодательстве есть множество норм, использование которых позволяет субъектам предпринимательства осуществить налоговую оптимизацию. Например, при определенных условиях перейти с общей системы налогообложения на упрощенную.
Элла Владимировна, подскажите, пожалуйста, как избежать претензий со стороны проверяющих, которые в такой оптимизации могут усмотреть процесс построения схем, основной целью которых является, по их мнению, неуплатаналогов?
<…>
В последнее время очень актуальны стали проверки контролирующих органов по вопросу выявления фактов, по их мнению, неправомерной реорганизации субъекта (разделения, присоединения, выделения и т.д.), т.е. так называемого «дробления бизнеса».
Когда организации при проведении реорганизации могут попасть под контроль проверяющих органов?
<...>
Элла Владимировна, учитывая Ваш опыт работы адвокатом, помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации.
ООО как организация, зарегистрированная на территории сельской местности, с 2015 г. по 2021 г. применяло льготы, определенные Декретом № 6 в виде освобождения:
– от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства;
– от налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории сельской местности.
Льготы применялись при соблюдении всех условий, предусмотренных Декретом № 6, в течение 7 календарных лет со дня государственной регистрации ООО.
01.11.2018 ООО в целях расширения производства и в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Декрета № 6 создало филиал, который находится в той же сельской местности, что и ООО, и состоит на учете в той же налоговой инспекции. Данный филиал тоже применяет льготы, предусмотренные Декретом № 6, только в части деятельности филиала.
На основании предписания налоговой инспекции от 25.09.2023 в филиале прошла внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт (27.10.2023). В нем проверяющими сделан вывод, что филиал создан в целях «дробления бизнеса» |*|*|, а также им нарушен порядок применения льгот, предусмотренных Декретом № 6. По результатам проверки применена ст. 33 НК и доначислены налоги.
Правомерны ли действия налогового органа в части применения ст. 33 НК, если указанная статья вступила в силу с 01.01.2019, а филиал создан в ноябре 2018 г.? При этом положения подп. 1.2 п. 1 Декрета № 6 являются действующими и не запрещают создавать организациям обособленные подразделения.
<...>
Собственники ООО приняли решение оптимизировать управленческие расходы: вместо штатного директора и бухгалтера заключить договор подряда с управляющим (ИП) и с бухгалтером (ИП). Понятно, что после управленческой оптимизации сумма уплачиваемых налогов в бюджет будет меньше, чем ранее.
Как Вы считаете, могут ли проверяющие в такой ситуации применить ст. 33 НК?
>> Полный текст доступен подписчику. Получить доступ. >>