Ситуация
Нормы расхода топлива при осуществлении международных перевозок
При осуществлении международных перевозок в 2015–2019 гг. организация применяла нормы расхода топлива |*|, которые устанавливались руководителем организации. Такие нормы были значительно выше норм расхода топлива, установленных постановлениями Минтранса Республики Беларусь для применения на территории Беларуси по используемым автомобилям. Действия организации соответствовали норме части второй п. 2 Инструкции № 141 [2], которой установлено, что при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями.
* Нормы расхода топлива, установленные руко-водителем, и налог на прибыль
Правомерны ли такие действия организации с учетом содержания нормы подп. 1.3 п. 1 постановления № 470?
Прежде всего напомним, что подп. 1.3 п. 1 постановления № 470 допускает в период с 12.07.2015 до 13.08.2020 применение норм рас-хода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту или Совету Министров Республики Беларусь.
Справочно: акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство (п. 1 ст. 2 Закона № 130-З [3]).
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и не-однократное применение (п. 8 ст. 2 Закона № 130-З).
Отметим, что нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь (п. 5 ст. 23 Закона № 130-З).
Как видим, применение нормы подп. 1.3 п. 1 постановления № 470 – это право организации, а не обязанность. По мнению автора, это означает, что организация вправе при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, использовать за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 порядок, предусмотренный Инструкцией № 141, и не применять постановление № 470. Таким образом, несмотря на то что в периоде 2015–2019 гг. нормы расхода топлива |*| на эксплуатируемые организацией автомобили были раз-работаны Минтрансом Республики Беларусь, при осуществлении международных перевозок организация была вправе применять нормы расхода топлива, утвержденные ее руководителем.
Отметим, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет (ч. 3 ст. 1.5 КоАП [4]).