Функции заместителя
На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии (часть восьмая п. 10 Общих положений ЕКСД [2]).
Следовательно, можно говорить о взаимозаменяемости руководителя и его заместителя в случае отсутствия одного из них, а также при наличии вакансии по должности руководителя (его заместителя).
Так, если в организации отсутствует руководитель (в случае его временного отсутствия либо вакансии), его обязанности исполняет один из заместителей руководителя на основании учредительных документов, приказа о распределении обязанностей между руководителем и его заместителями либо доверенности. В этом случае доплата за исполнение обязанностей руководителя не производится.
Аналогичный подход применяется в отношении руководителей структурных подразделений и их заместителей.
Возможны иные варианты
Наниматель имеет право в соответствии с учредительными документами и предоставленными ему полномочиями:
– заключить срочный трудовой договор с руководителем, заместителем руководителя и главным бухгалтером организации на период проведения процедур, установленных законодательством и (или) учредительным документом организации для назначения на соответствующую должность служащего (п. 6 части третьей ст. 17 ТК [1]);
– временно перевести другого работника на должность руководителя организации, а также на любую другую, в т.ч. вакантную должность служащего (п. 1 части первой ст. 321 ТК);
– поручить выполнение дополнительной работы по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) работнику(-ам) внутри организации (ст. 67 ТК), за исключением случаев, когда имеется заместитель руководителя организации.
Срочный трудовой договор, предусмотренный п. 6 части третьей ст. 17 ТК, может заключаться как с работником организации (перевод в соответствии со ст. 30 ТК с согласия работника), так и с лицом, не являющимся работником организации (по общему правилу приема на работу).
Статья 321 ТК закрепляет, что наниматель имеет право временно перевести работника на другую работу как в рамках одной организации, так и поручить выполнение работы у другого нанимателя и по иным причинам. Основными условиями такого перевода являются:
– согласие самого работника;
– срок такого перевода не может превышать 6 месяцев в календарном году.
Временный перевод должен производиться на основании приказа (распоряжения) нанимателя о временном переводе с указанием причин и срока временного перевода, а также условий оплаты труда (часть первая ст. 68 ТК). Новый трудовой договор в данном случае не заключается. После окончания срока перевода работник продолжает работу по должности служащего (профессии рабочего), указанной в заключенном с ним трудовом договоре (контракте).
При временном переводе с письменного согласия работника (п. 1 части первой ст. 321 ТК) оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (часть первая ст. 68 ТК).
Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата (ст. 67 ТК).
Справочно: дополнительная работа может выполняться в виде:
– совмещения должностей служащих (профессий рабочих) |*| – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);
* С 2020 г. устанавливать совмещение нужно по новым правилам
– расширения зон обслуживания (увеличения объема работы) – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);
– исполнения обязанностей временно отсутствующего работника – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены).
Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником, а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (часть третья ст. 67 ТК).
На основании норм законодательства вопросы целесообразности установления совмещения профессий рабочих (должностей служащих), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, а также определения размеров доплат относятся к компетенции нанимателя. Поручение работнику дополнительной работы с письменного согласия работника, срок, в течение которого работник будет ее выполнять, и размер доплаты конкретному работнику наниматель должен оформить приказом (распоряжением). При этом внесение изменений в трудовой договор (контракт) с работником не производится, в связи с чем дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) также не заключается |*|.
Важны ли нормы должностной инструкции?
Должностная (рабочая) инструкция не может содержать условие о выполнении работником обязанностей временно отсутствующего работника. Для этих целей существует институт в виде дополнительной работы в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника с установлением доплаты.