Ситуация
Доработана программа, которая не числится в учете
Организация использует для осуществления своей деятельности программу, которая не учитывается на счете 04 «Нематериальные активы» |*|, а была полностью списана на затратные счета со сче-та 97 «Расходы будущих периодов», поскольку была приобретена до 2013 г.
* Понесенные расходы – это нематериальные активы или затраты
Организация понесла затраты на доработку данной программы в 2020 г.
Куда следует отнести понесенные затраты по доработке программы?
По мнению автора, такие затраты нужно включить в состав текущих расходов организации. Приведем обоснования такой позиции.
Упоминание про 2013 г. в вопросе не случайно. С 1 января 2013 г. вступила в силу Инструкция № 25 [1]. В постановлении, утвердившем этот документ, отсутствовало требование о переводе программ, числящихся на счете 97, на счет 04.
Если бы программа была учтена в составе нематериальных активов, то расходы по ее доработке, вложения, связанные с внесением изменений в нематериальный актив, изменили бы стоимость нематериального актива (п. 10 Инструкции № 37/18/6 [2]).
Однако, поскольку программа ранее была учтена на счете 97 и нематериальный актив у организации на момент ее доработки в учете отсутствовал, затраты на ее доработку не могут быть учтены на счете 04. Не предусмотрено действующим законодательством относить данные затраты и на счет 97.
Обратимся к норме п. 32 Инструкции № 102 [3].
Так, расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации затраты на доработку программы отражаются в бухгалтерском учете организации в составе текущих расходов организации:
Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Многое зависит от правильного составления первичного документа
Отметим, что правильный бухгалтерский учет хозяйственных операций зависит от корректного составления первичных учетных документов.
Так, в отдельных случаях разработчики программного обеспечения создают по заданию заказчиков, по сути, новые версии программных продуктов либо отдельные программные продукты, а не осуществляют доработку старых. При этом они оформляют первичные учетные документы как на доработку, что создает сложности бухгалтерским службам заказчиков при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
В таких случаях сторонам следует рассмотреть вопросы правильности оформления первичных учетных документов, а заказчикам – постановки на учет нематериальных активов.
Так, согласно п. 4 Инструкции № 25 организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
– активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов организации;
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
– активы предназначены для использования |*| в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.