Какие особенности характерны для налогового мониторинга в Республике Беларусь?
Выявление и предотвращение причин и условий, способствующих совершению нарушений.
Форма контроля посредством проведения мониторингов давно вошла в практику работы налоговых органов по всему миру. Вместе с тем основные подходы к проведению мониторинга в Республике Беларусь заметно отличаются. В большинстве стран налоговый мониторинг осуществляется путем взаимодействия налоговых органов с плательщиками по следующему принципу: плательщики добровольно предоставляют налоговым органам доступ, в т.ч. в формате электронного взаимодействия, к данным бухгалтерского и налогового учета взамен на освобождение от налоговых проверок и получение возможности оперативного решения вопросов применения налогового законодательства. Проведение налогового мониторинга |*| осуществляется налоговым органом только при наличии волеизъявления организации. В ходе мониторинга налоговые органы зарубежных стран наделены правом на истребование у субъекта необходимых документов, информации и пояснений, а также привлечение эксперта и специалиста.
* Современный способ доначисления налогов путем проведения мониторинга
В законодательстве Республики Беларусь закреплено понятие «мониторинг», имеющее несколько иное значение в части проведения мероприятий.
Справочно: порядок проведения контролирующими (надзорными) органами мониторингов определен Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Мониторинг – это форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая конт-ролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактическогосостояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
Важно! Мониторинги проводятся всеми уполномоченными на их проведение контролирующими органами по единому принципу, заложенному в Указе № 510.
Отличительными чертами мониторинга, проводимого налоговыми органами Рес-публики Беларусь, по сравнению с налоговым мониторингом в зарубежных странахявляются:
– осуществление наблюдения непосредственно за деятельностью объектов субъекта мониторинга;
– осуществление оперативной оценки условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соблюдения законодательства;
– анализ информации, полученной по результатам наблюдения или из доступных средств сети Интернет, видео- и телекоммуникационных ресурсов дистанционного контроля;
– отсутствие права использовать полномочия, предоставленные должностным лицам налоговых органов для проведения проверок (без права требования информации, объяснений, документов и т.д.).
Как субъекту хозяйствования узнать, что в отношении его налоговым органом будет проводиться мониторинг?
Налоговый орган заблаговременно не информирует субъект хозяйствования.
Осуществление контроля налоговыми органами Республики Беларусь имеет свою специфику. На практике налоговыми органами проводилась апробация заблаговременного информирования субъекта хозяйствования о проведении мониторинга. По результатам проведения данных мероприятий сделан вывод, что предварительное уведомление субъекта о проведении мониторинга не эффективно, поскольку используется плательщиками для имитации добросовестного исполнения налогового законодательства. В связи с этим заблаговременное информирование субъекта хозяйствования о проведении мониторинга в налоговых органах не вводилось.
В настоящее время мониторинг проводится на основании решения о его проведении, принятого руководителем налогового органа или его уполномоченным заместителем. При непосредственном присутствии в объекте мониторинга должностное лицо налогового органа должно иметь при себе служебное удостоверение и решение о проведении мониторинга и, при необходимости (по требованию), официально предъявить их представителю субъекта мониторинга.
В каких сферах деятельности налоговые органы выявляют нарушения по результатам мониторинга?
Сферы контрольной деятельности налоговых органов определены в п. 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510. Основными сферами, в которых налоговые органы осуществляют контроль посредством мониторингов, являются:
– соблюдение субъектами налогового законодательства |*|, законодательства о предпринимательстве;
– соблюдение установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования;
– деятельность в сфере игорного бизнеса и соблюдение законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
– соблюдение законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья;
– соблюдение законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;
– соблюдение законодательства об обращении нефтяного жидкого топлива.
При осуществлении мониторингов выявляются различные нарушения законодательства, контроль за которым относится к компетенции налоговых органов.
Пример 1
В торговом объекте реализуют импортный товар без уплаты «ввозного» НДС и без установки платежного терминала
Налоговой инспекцией МНС в торговом объекте, принадлежащем ООО «А» и реализующем женскую одежду, проведен мониторинг дея-тельности. Согласно сведениям, отраженным на этикетках, товар импортирован из Российской Федерации, дата изготовления – 2020 г.
По информации, имеющейся в распоряжении налогового органа, уплата НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза, а также оплата за товар организацией «А» не производились, ЭСЧФ по приобретенным товарам в адрес ООО не выставлялись. Кроме того, в объекте торговли отсутствовал платежный терминал, что является нарушением требований подп. 2.8.1 п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».
Пример 2
Прием наличных денежных средств не подтвержден данными кассового оборудования
Налоговой инспекцией проведен мониторинг двух объектов предприятия, в которых осуществляется техническое обслуживание автомобилей и реализация запасных частей.
В присутствии должностных лиц налогового органа в объекте технического обслуживания автомобилей работниками предприятия оказывались услуги шиномонтажа. Однако, по данным информационных систем, имеющихся в распоряжении налоговых органов, операции по приему наличных денежных средств |*| по кассовому оборудованию в указанное время не проводились. Кроме того, при покупке запасных частей к автомобилю покупателю не был выдан кассовый чек.
* Как избежать нарушений при приеме наличных денежных средств
Возможно ли в ходе мониторинга проводить контрольную закупку? В каких случаях проводится оперативная проверка?
Нет, контрольные закупки в ходе мониторинга не проводятся.
Мониторинг – это мера профилактического и предупредительного характера. Нарушение устанавливают в ходе визуального наблюдения за деятельностью субъекта и анализа имеющейся в налоговом органе информации.
Одним из видов проверок, проводимых налоговыми органами, является тематическая оперативная проверка. Отличительная особенность оперативного вида проверки – это возможность выявления и пресечения нарушений законодательства, допускаемых субъектами хозяйствования и физическими лицами, в момент их совершения. Нередко, чтобы пресечь допускаемое субъектом хозяйствования или физическим лицом нарушение законодательства, проверяющими искусственно создается ситуация по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения, потребления или последующей реализации. Такая искусственно созданная ситуация называется контрольной закупкой товарно-материальных ценностей, контрольных оформлений заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Пример 3
Проведение оперативной проверки по результатам мониторинга
В ходе мониторинга в объекте общественного питания организации в январе 2020 г. были выявлены нарушения порядка приема наличных денежных средств. В результате мониторинга, проведенного районной инспекцией, выявленные нарушения не устранены, поэтому инспекция МНС областного уровня в феврале 2020 г. назначила внеплановую тематическую оперативную проверку |*| вышеуказанной организации.
По результатам мониторинга два работника организации (продавцы) привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Какие меры ответственности применяются к субъектам хозяйствования, у которых по результатам мониторинга выявлены нарушения?
При добровольном устранении недостатков меры ответственности не применяют.
При выявлении в ходе мониторинга нарушений должностное лицо налогового органа вручает представителю субъекта и (или) направляет почтой рекомендации об устранении выявленных нарушений. В рекомендациях будет установлен разумный срок для их устранения. Сроки устранения нарушений по итогам проведения мониторингов определяют налоговые органы, исходя из сути выявленного нарушения и объективной возможности его устранения.
Например, при выявлении нарушений установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования, платежного терминала (в частности, неиспользования при его наличии) налоговым органом рекомендуется немедленное устранение такого рода нарушений. При добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений в установленный налоговым органом срок меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяют.
Важно! Исключением для направления (вручения) рекомендаций на устранение недостатков являются случаи, когда в ходе предыдущего мониторинга деятельности субъекта были выявлены аналогичные нарушения. При наличии у налогового органа в ходе проведения мониторинга информации о совершенном субъектом аналогичном нарушении указанному факту дается оценка на предмет повторности совершения нарушения (с учетом истечения срока для его устранения, установленного во врученных (направленных) рекомендациях) и рассматривается вопрос о привлечении субъекта (его должностных лиц) к административной ответственности.
В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений налоговым органом будет рассмотрен вопрос о назначении внеплановой проверки.
Какова статистика проведения налоговыми органами мониторингов и контрольных мероприятий в 2020 г.?
С целью осуществления контроля за соблюдением законодательства налоговыми органами на постоянной основе проводятся мероприятия разъяснительного и профилактического характера.
В отношении плательщиков, игнорирующих профилактические мероприятия, налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия. Так, за 9 месяцев 2020 г. по результатам 425 мониторингов субъектам направлены рекомендации об устранении выявленных нарушений, 86 субъектов и их должностные лица, которые проигнорировали в т.ч. ранее направленные рекомендации и продолжили работать с нарушениями законодательства, привлечены к административной ответственности в виде штрафов в сумме 13,8 тыс. руб.