__________________________
* Указ внес изменения и дополнения в Указ Президента РБ от 19.10.2010 № 542 "Об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий".
Указ урегулировал не только организационные вопросы, но и вопросы, связанные с налогообложением доходов иностранных организаций от проведения и организации таких мероприятий.
С 2014 г. изменения в части налогообложения доходов от культурно-зрелищных мероприятий были внесены и в Налоговый кодекс РБ (далее – НК).
НЕРЕЗИДЕНТ ВПРАВЕ ОРГАНИЗОВАТЬ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ
До 1 сентября 2013 г. организатором культурно-зрелищных мероприятий могли выступать только юридическое лицо РБ или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, осуществляющие деятельность по проведению мероприятий.
С 1 сентября 2013 г. аналогичное право получили иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами (далее – организатор).
Порядок осуществления этого права определен Положением об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий (далее – Положение), которое Указ изложил в новой редакции.
Культурно-зрелищное мероприятие – это театральная постановка, концертная программа, иной результат творческой деятельности исполнителей или коллективов художественного творчества, рассчитанные на публичное исполнение (п. 2 Положения).
Важно! Аттракционы и зверинцы не выделены в определении культурно-зрелищного мероприятия как самостоятельные мероприятия. Однако в подп. 1.6 п. 1 ст. 146 НК они указаны как самостоятельные объекты налогообложения, на что будет обращено внимание ниже.
Проведение культурно-зрелищного мероприятия возможно только при наличии специального разрешения в виде удостоверения на право организации и проведения мероприятия на территории Республики Беларусь (далее – удостоверение) |*|.
|*| Форма удостоверения доступна для всех читателей GB.BY
Справочно: форма удостоверения содержится в приложении 2 к Положению.
Чтобы получить удостоверение, организатор мероприятия должен:
1) обратиться в управление идеологической работы облисполкома, Минского горисполкома по месту предполагаемого проведения мероприятия;
2) представить следующие документы:
– заявление |*| о выдаче удостоверения по форме согласно приложению 1 к Положению;
|*| Форма заявления о выдаче удостоверения доступна для всех читателей GB.BY
– программу мероприятия.
Для получения удостоверения на проведение мероприятия с участием зарубежных исполнителей организатору необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие его право на проведение мероприятия на определенной сценической площадке (свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации права собственности, иного вещного права, или договор аренды, или другие документы), а также договоренность с конкретными исполнителями либо гражданами и организациями, представляющими их интересы, на участие в мероприятии (п. 11 Положения).
Важно! Удостоверение не требуется для организации и проведения с участием зарубежных исполнителей:
– театральных постановок, проводимых государственными театрами;
– цирковых представлений, проводимых государственными цирками (подп. 8.4 п. 8 Положения).
Отметим, что в силу действия принятых нормативных правовых актов иностранная организация вправе организовывать (проводить) и (или) участвовать в культурно-зрелищных мероприятиях, включая деятельность аттракционов и зверинцев на территории Республики Беларусь, самостоятельно. Вместе с тем сохраняется право иностранной организации участвовать в культурно-зрелищных мероприятиях путем заключения договоров на участие с другими организаторами таких мероприятий.
Важно! Управление идеологической работы должно проинформировать налоговый орган по месту проведения мероприятия о выдаче удостоверения иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, иностранному гражданину, лицу без гражданства, являющимся организаторами мероприятия, не позднее дня, следующего за днем выдачи удостоверения (п. 14 Положения).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРЕЗИДЕНТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
При налогообложении деятельности по организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий, аттракционов и (или) зверинцев следует учитывать, что у иностранной организации может возникнуть на территории Беларуси постоянное представительство. Это следует из норм ст. 139 НК, которые определяют особенности исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
С учетом изменений, внесенных в 2014 г. в эту статью НК, постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 139 НК).
При этом, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года (п. 3 ст. 139 НК).
Иными словами, если деятельность иностранной организации достигнет или превысит указанные сроки, то в целях налогообложения она должна рассматриваться как деятельность постоянного представительства на территории Беларуси.
В зависимости от статуса иностранной организации на территории Республики Беларусь у нее появляется различный объем налоговых обязательств. Одно из них – это постановка на учет в налоговом органе при проведении культурно-зрелищных мероприятий, аттракционов и зверинцев, второе – исчисление и уплата налогов по деятельности на территории Беларуси и (или) доходам, полученным из источников в Беларуси.
Важно! Если ранее иностранная организация уже состояла на учете в налоговом органе РБ (например, с типом "представительство", "недвижимость" или иное), то она обязана сообщить в налоговый орган по месту организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий (в т.ч. аттракционов, зверинцев) об осуществлении такой деятельности до ее начала (п. 6 ст. 66 НК, раздел "Б" приложения 2 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 96).
НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕРЕЗИДЕНТОВ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
Основания для постановки на учет изложены в ст. 66 НК. Рассмотрим их, начиная со случая, когда у иностранной организации возникает постоянное представительство в Республике Беларусь.
Иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе, когда она на основании договора (договоров) с органом государственного управления РБ, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, выполняет работы (оказывает услуги), осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность на территории Республики Беларусь.
В связи с этим она должна:
1) подать заявление в налоговый орган:
– по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь;
– до начала деятельности по такому (таким) договору (договорам);
2) к заявлению приложить следующие документы (оригиналы и их копии):
– справку налогового органа страны местонахождения иностранной организации о ее регистрации в качестве плательщика в этой стране с указанием кода плательщика или аналога кода плательщика;
– договор (договоры), согласно положениям которого (которых) иностранная организация на территории Республики Беларусь выполняет работы и (или) оказывает услуги в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность;
– доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя иностранной организации на территории Республики Беларусь на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством;
– копию выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе;
– копии учредительных документов этой иностранной организации.
Порядок исчисления и уплаты налогов для иностранной организации, действующей через постоянное представительство, такой же, как и для всех плательщиков в Республике Беларусь.
Налоговые декларации в налоговый орган по месту осуществления деятельности в Беларуси представляет сама иностранная организация через такое постоянное представительство.
НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕРЕЗИДЕНТА В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
Культурно-зрелищные мероприятия
Постановке на учет в налоговых органах подлежат иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, которые:
– являются организаторами культурно-зрелищного мероприятия;
– не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
– получают доходы от организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь.
Важно! Из этого правила есть исключение.
Не требуется постановка на налоговый учет иностранным или международным организациям, осуществляющим организацию и проведение культурно-зрелищных мероприятий на территории республики по договорам с юридическими лицами РБ (индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в республике), признаваемыми налоговыми агентами, если в этих договорах предусмотрено поступление выручки от культурно-зрелищных мероприятий на счета таких агентов.
Для этого иностранная или международная организации обязана представить в налоговый орган:
1) заявление.
Заявление о постановке на налоговый учет |*| надо представить в тот налоговый орган, на территории которого будет проводиться первое культурно-зрелищное мероприятие, причем до начала его проведения;
|*| Форма заявления о постановке на налоговый учет доступна для всех читателей GB.BY
2) доверенность (оригинал либо копию) или иной документ, подтверждающий полномочия представителя иностранной организации на территории Республики Беларусь на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством;
3) выписку из торгового регистра страны места нахождения иностранной организации или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе;
4) копии учредительных документов иностранной организации (подп. 2.4-1 п. 2, п. 3 ст. 66 НК).
Важно! Если мероприятий и мест их проведения несколько, то нерезидент должен стать на налоговый учет по каждому месту проведения культурно-зрелищного мероприятия.
Объектом обложения налогом на доходы являются доходы от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них (подп. 1.6 п. 1 ст. 146 НК). Налог нерезидент уплачивает самостоятельно.
Налоговую базу по налогу на доходы определяют как общую сумму доходов от организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь за вычетом документально подтвержденных затрат на транспортировку и на арендную плату юридическим лицам РБ или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 147 НК, подп. 2.4 п. 2 Указа). Ставка налога на доходы по указанным доходам составляет 15 % (ст. 149 НК).
Организатор-нерезидент обязан:
– представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранных организаций (далее – декларация) |*| не позднее первого рабочего дня, следующего за днем проведения каждого из культурно-зрелищных мероприятий, в налоговый орган по месту их проведения;
– перечислить налог в бюджет РБ не позднее первого рабочего дня, следующего за днем проведения каждого из культурно-зрелищных мероприятий (п. 8 ст. 150 НК).
Пример 1. Постановка на налоговый учет и уплата налога на доходы организатором концерта
Иностранная организация в ноябре 2014 г. представила белорусской публике 2 концерта. Постоянного представительства у нее на территории Республики Беларусь нет, и заключать договор с юридическими лицами РБ или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, она не стала. Первый концерт состоялся 4 ноября в г. Гродно, второй – 5 ноября в г. Лиде.
Иностранная организация была обязана:
– 4 ноября 2014 г. (до начала концерта и ранее) подать заявление о постановке на учет в инспекцию МНС в г. Лиде;
– 5 ноября 2014 г. подать декларацию в инспекцию МНС в г. Гродно и уплатить налог на доходы в г. Гродно;
– 6 ноября 2014 г. подать декларацию в инспекцию МНС в г. Лиде и уплатить налог на доходы в г. Лиде.
Аттракционы и зверинцы
Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но получающая доходы от организации и проведения на территории республики аттракционов и зверинцев, является плательщиком налога на доходы. Налог нерезидент уплачивает самостоятельно.
Такая организация также должна стать на налоговый учет. Правила и пакет документов для постановки на учет аналогичны тем, что требуются для постановки на учет при организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий в Республике Беларусь.
Важно! Из этого правила есть исключение.
Не требуется становиться на налоговый учет иностранным или международным организациям, осуществляющим организацию и проведение аттракционов и зверинцев на территории республики по договорам с юридическими лицами РБ (индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в республике), признаваемыми налоговыми агентами, если в договорах предусматривается поступление выручки от аттракционов и зверинцев на счета таких агентов.
Объектом налогообложения являются доходы от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев (подп. 1.6 п. 1 ст. 146 НК).
Налоговую базу определяют как общую сумму доходов работы аттракционов и зверинцев за вычетом документально подтвержденных затрат на кормление животных во время нахождения зверинцев и цирков на территории Республики Беларусь, а также оплату ветеринарных услуг, транспортировку и арендную плату белорусским организациям и (или) белорусским индивидуальным предпринимателям (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 147 НК). Ставка налога – 15 % (ст. 149 НК).
Организатор-нерезидент должен:
– представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранных организаций (далее – декларация) не позднее первого рабочего дня, следующего за днем проведения последнего из таких мероприятий;
– перечислить в бюджет РБ налог на доходы иностранных организаций – не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения последнего из таких мероприятий (п. 8 ст. 150 НК).
Пример 2. Постановка на налоговый учет и уплата налога на доходы организатором аттракциона
Болгарская организация организовала работу аттракционов в Минском районе с 7 июля по 25 августа 2014 г. Постоянного представительства у нее на территории Беларуси нет, так как аттракционы находились в Беларуси менее 90 дней.
Данная организация была обязана стать на учет в инспекции МНС по Минскому району до 7 июля 2014 г. (т.е. 6, 5, 4 июля и т.д.).
Днем окончания проведения аттракциона является 25 августа 2014 г.
Уплату налога на доходы в бюджет и представление декларации в инспекцию МНС по Минскому району болгарская организация была обязана осуществить не позднее 26 августа 2014 г.
В ОТНОШЕНИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
При налогообложении доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, следует учитывать положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которые заключены Республикой Беларусь или правопреемницей которых она является.
Согласно положениям этих договоров доходы, полученные иностранной организацией от осуществления культурно-зрелищных мероприятий, от работы аттракционов и зверинцев на территории Республики Беларусь, облагаются налогами в иностранном государстве, которое является местом постоянного нахождения иностранной организации.
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленном МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым заключен международный договор РБ по вопросам налогообложения (далее – подтверждение; ст. 151 НК).
Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы. Оно представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором выдано, если иное не предусмотрено ст. 151 НК.
Следовательно, при получении дохода от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также от работы аттракционов и зверинцев иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, и представлении в налоговый орган подтверждения о постоянном местонахождении организации в своем государстве происходит освобождение от уплаты налога на доходы. Однако декларацию в белорусский налоговый орган представлять надо в установленные законодательством РБ сроки.
Это в полной мере относится к ситуациям, описанным в примерах 1 и 2.