Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», которым внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), информирует об отдельных его положениях, изменяющих порядок взимания налога на добавленную стоимость.
Для белорусских организаций, включая применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2023 вводится обязанность исчисления и уплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в качестве таковых.
Справочно. До 01.01.2023 такая обязанность была возложена на белорусских плательщиков согласно статье 114 НК, только если ими покупки совершались у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Так, согласно пункту 1 статьи 114 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными индивидуальными предпринимателями, не состоящими на учете в налоговых органах Респуб-лики Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права.
Справочно. Место реализации товаров определяется в соответствии с положениями статьи 116 НК (п. 3 ст. 115 НК).
Место реализации работ (услуг), имущественных прав определяется в соответствии:
с международным договором Республики Беларусь, составляющим право Евразийского экономического союза, в случае реализации работ (услуг), имущественных прав в государствах – членах Евразийского экономического союза;
со статьей 117 НК – в иных случаях (п. 4 ст. 115 НК).
Например, при реализации иностранными индивидуальными предпринимателями белорусским субъектам хозяйствования маркетинговых, консультационных, юридических, дизайнерских услуг место их реализации определяется по месту нахождения покупателя, то есть как территория Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 6 статьи 128 НК при изменении порядка исчисления налога на добавленную стоимость (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями (иностранными индивидуальными предпринимателями), не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, момент фактической реализации которых наступил с момента изменения порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
Соответственно обязательства, установленные статьей 114 НК, возникают в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными индивидуальными предпринимателями, момент фактической реализации которых согласно пункту 29 статьи 121 НК наступил с 01.01.2023.
Пунктом 29 статьи 121 НК установлено, что моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями (иностранными индивидуальными предпринимателями), не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признается день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Рассмотрим практические примеры.
Ситуация 1. Белорусская организация приобрела маркетинговые услуги в ноябре 2022 года у индивидуального предпринимателя – резидента Польши. 30 ноября сторонами подписан акт об оказании услуг. Оплата за услуги произведена 30 декабря 2022 г. Возникает ли у белорусской организации обязанность по исчислению и уплате НДС?
Комментарий. В рассматриваемой ситуации применяются положения НК, в редакции 2022 г. Соответственно на основании положений пункта 1 статьи 114 НК, подпункта 1.4 пункта 1 статьи 117 НК, пункта 29 статьи 121 НК при приобретении маркетинговых услуг у индивидуального предпринимателя – резидента Польши в 2022 году и оплате в 2022 г. у белорусской организации не возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.
Ситуация 2. Белорусская организация приобрела консультационные услуги в ноябре 2022 года у индивидуального предпринимателя – резидента Латвии. 30 ноября сторонами подписан акт об оказании услуг. Оплата за услуги произведена нерезиденту в январе 2023 г. Возникает ли у белорусской организации при приобретении консультационных услуг обязанность по исчислению и уплате НДС?
Комментарий. В рассматриваемой ситуации у белорусской организации на основании положений пункта 1 статьи 114 НК, подпункта 1.4 пункта 1 статьи 117 НК, пункта 29 статьи 121 НК возникает обязанность по исчислению и уплате НДС при приобретении консультационных услуг.
Ситуация 3. Белорусская организация приобрела юридические услуги в январе 2023 года у индивидуального предпринимателя – резидента Литвы. 30 января 2023 г. сторонами подписан акт об оказании услуг. Оплата за услуги произведена нерезиденту в феврале 2023 г. Возникает ли у белорусской организации обязанность по исчислению и уплате НДС при приобретении юридических услуг у резидента Литвы?
Комментарий. В рассматриваемой ситуации на основании положений пункта 1 статьи 114 НК, подпункта 1.4 пункта 1 статьи 117 НК, пункта 29 статьи 121 НК у белорусской организации возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.
Ситуация 4. Белорусская организация приобрела дизайнерские услуги в январе 2023 года у индивидуального предпринимателя – резидента Венгрии. 30 января 2023 г. сторонами подписан акт об оказании услуг. Предоплата в размере 100 % за услуги произведена нерезиденту 30 декабря 2022 г. Возникает ли у белорусской организации обязанность по исчислению и уплате НДС при приобретении юридических услуг у резидента Венгрии?
Комментарий. Учитывая, что поступление предоплаты (наступление момента фактической реализации) произведено в 2022 году, то есть до момента изменения порядка налогообложения НДС, в рассматриваемой ситуации у белорусской организации отсутствует обязанность по исчислению и уплате НДС при приобретении дизайнерских услуг у индивидуального предпринимателя – резидента Венгрии.
Необходимо отметить, что оборот по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранными индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и сумма НДС отражаются белорусскими плательщиками в графах 2, 4 строки 13 раздела I налоговой декларации (расчета) по НДС.
Уплаченный НДС принимается к вычету в порядке, установленном положениями пункта 11 статьи 133 НК.
Электронный счет-фактура направляется на Портал в порядке, установленном в подпункте 9.1 пункта 9 статьи 131 НК.
Обращаем внимание, что пунктом 32 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12, освобождение от НДС предусмотрено только в отношении оборотов по реализации на территории Республики Беларусь резидентам Парка высоких технологий иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Следовательно, данная льгота не распространяется на обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам Парка высоких технологий иностранными индивидуальными предпринимателями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 49 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 (далее – Положение № 166), в течение срока действия специального правового режима индустриального парка в части особого порядка налогового регулирования обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании работ (услуг), имущественных прав, указанных в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 117 Налогового кодекса Республики Беларусь, освобождаются от налога на добавленную стоимость, в том числе обороты по реализации этих работ (услуг), имущественных прав иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Таким образом, с учетом положений пункта 49 Положения № 166 данная льгота не распространяется на обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании иностранными индивидуальными предпринимателями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей.
Разъяснение опубликовано 24 января 2023 г. на сайте МНС (www.nalog.gov.by).