Основополагающие нормы в вопросах оплаты труда
Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З, с изменениями от 18.07.2019 № 219-З
Оплата труда работников – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с ТК, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами (ЛПА) и трудовым договором.
Оплата труда работников производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов), определяемых коллективным договором, соглашением или нанимателем (ст. 61).
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и др.) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст. 62, 67, 69 и 70 ТК и др.) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных ЛПА и трудового договора (ст. 63).
Размеры оплаты труда руководителя организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 64) |*|.
* На что надо обратить особое внимание при оплате труда руководителей организаций
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», с учетом изменений от 18.10.2019 № 386 (далее – Указ № 181)
Указом № 181 расширены права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников.
Вместе с тем коммерческие организации при введении новых условий оплаты труда работников обязаны обеспечить (подп. 2.1 п. 2):
– недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
– установление гибких условий оплаты труда;
– соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.
Тарифные ставки (тарифные оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2).
Отметим, что ранее коммерческим организациям предоставлялось право самостоятельно принимать решения о применении ЕТС при определении условий оплаты труда работников (п. 1 предыдущей редакции Указа № 181).
Можно ли применять дальше ЕТС?
Постановление Минтруда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета»
Важно! Данный документ с 1 января 2020 г. утратил силу. В связи с отменой ЕТС с 1 января 2020 г. в коммерческих организациях, использующих ЕТС, требуется корректировка ЛПА, закрепляющих ее применение.
Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» определено, что оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку.
По рекомендации специалистов Минтруда и соцзащиты, организации, которые применяют тарифную систему оплаты труда, в т.ч. на основе ЕТС, в ЛПА должны исключить ссылки на ЕТС и ввести понятие «тарифная сетка, применяемая в организации (ТС)». Она может быть идентичной ЕТС, а может и отличаться. Такое «переоформление» утверждается приказом нанимателя.
Важно! Рекомендуемые изменения в ЛПА не приведут к изменению существенных условий труда работников. С учетом этого нормы ст. 32 ТК о своевременном письменном предупреждении работников не применяются.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»
Данным постановлением утверждена 18-разрядная тарифная сетка.
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67
Наниматели на основании ЛПА, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливать тарифные ставки (тарифные оклады) работника (п. 8):
– на основе ТС, разработанной и утвержденной в организации;
– без применения ТС.
Здесь же определен порядок повышения тарифных ставок (тарифных окладов) – до 300 %. Норма является рекомендательной.
Важно! В приложении 1 к данным Рекомендациям приводится тарифная сетка, которой могут воспользоваться коммерческие организации.
Переходим с ЕТС на гибкие системы оплаты труда
Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104
Для коммерческих организаций порядок перехода с ЕТС на иные системы оплаты труда регулируется Указом № 181. Нормативные предписания по переходу определены данными Рекомендациями.
При введении в организации гибкой системы оплаты труда заработная плата работника при выполнении им установленной месячной или часовой нормы труда должна быть не менее минимальной заработной платы.
Рекомендации по построению систем оплаты труда на основе оценки сложности труда и грейдирования, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.02.2013 № 20
Рекомендации по применению комиссионной системы оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 31.03.2014 № 17
При соблюдении условий, предусмотренных подп. 2.1 п. 2 Указа № 181, не надо применять нормы ст. 32 ТК. Достаточно уведомить работников об изменении условий оплаты труда согласно ст. 65 ТК. Такой вывод следует из рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда.
Эти правила важно соблюдать!
Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы», с учетом изменений от 18.10.2019 № 386
Выплата заработной платы и погашение задолженности по ней осуществляются нанимателями в сроки, предусмотренные коллективными договорами (подп. 1.1 п. 1).
С нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения |*|, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению (подп. 1.2 п. 1).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом изменений от 18.12.2019 № 276-З
Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.