Организация (заказчик) за счет бюджетных средств проводит процедуру закупок компьютерной программы.
Возможно ли после признания несостоявшимися двух конкурентных государственных закупок провести еще одну конкурентную процедуру? Надо ли переходить к процедуре из одного источника?
Возможно.
Проведение процедуры закупки из одного источника является правом, а не обязанностью получателя бюджетных средств. При осуществлении государственных закупок необходимо руководствоваться принципом эффективного расходования средств, выделенных для приобретения необходимых товаров (работ, услуг).
Если заказчик (организатор) считает, что возможно эффективно провести третью конкурентную процедуру государственной закупки, то он вправе ее осуществить.
Важно! Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника предусмотрен в приложении к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) и относится к компетенции заказчика (организатора).
При проведении процедуры закупки из одного источника заказчик установил конкретную дату и время для представления сведений (полтора дня), которое не является достаточным потенциальному поставщику для формирования коммерческого предложения.
Обязан ли заказчик рассмотреть наше предложение, которое мы пришлем по истечении указанного времени?
Не обязан.
Запросы о представлении сведений должны содержать дату и порядок представления сведений о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах). Данное условие предусмотрено в подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника». Если в запросе о представлении сведений указано конкретное время, до истечения которого будут приниматься сведения, то заказчик вправе не рассматривать коммерческие предложения, поступившие после этого времени, в связи с подачей таких предложений с нарушением установленного заказчиком порядка (позже установленного времени).
Нашу компанию не выбрали победителем в процедуре закупки из одного источника, осуществляемой за счет средств бюджета.
Какова процедура подачи жалобы?
Процедура обжалования регламентирована законодательством.
Участником процедуры закупки из одного источника может быть подана жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов – со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения (абз. 4 п. 2 ст. 52 Закона № 419-З).
Важно! Участником процедуры закупки из одного источника признается лицо, получившее от заказчика предложение о заключении договора государственной закупки (абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона № 419-З).
Для обжалования процедуры государственной закупки |*| субъекту хозяйствования необходимо иметь документальное подтверждение факта получения от заказчика предложения о заключении договора, что позволит уполномоченному государственному органу по государственным закупкам (МАРТ Республики Беларусь) считать такое лицо участником процедуры государственной закупки из одного источника. При этом жалобу можно подавать, только если договор не заключен.
* Поддержка предприятий во время пандемии по проведению государственных закупок
В ходе проведения процедуры государственной закупки из одного источника заказчик, руководствуясь нормами законодательства о государственных закупках, самостоятельно определяет, кому из потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предложить заключить договор.
Законом № 419-З не установлена обязанность заказчика при проведении процедуры государственной закупки из одного источника заключить договор с субъектом хозяйствования, предложившим наименьшую цену товара (работы, услуги). Субъект хозяйствования не вправе самостоятельно определить себя победителем даже в случае представления коммерческого предложения с наименьшей ценой.
Кроме того, в целях защиты своих прав и законных интересов субъект хозяйствования вправе обжаловать действия и (или) решения заказчика в судебном порядке.
Организация провела две конкурентные процедуры госзакупки товаров, признала их несостоявшимися и перешла к процедуре закупки из одного источника. От претендентов поступают предложения с более высокой ценой, чем была определена в качестве ориентировочной изначально.
Можно ли купить товар дороже?
Можно, при определенных условиях.
В случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника. Данные действия заказчик должен совершить по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности или на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся (абз. 3 п. 2 ст. 27 Закона № 419-З). При отсутствии такого государственного органа (организации) данный вопрос следует согласовать с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.
Важно! Не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в т.ч. в отношении отдельных частей (лотов).
Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определена как общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством (абз. 10 п. 1 ст. 1 Закона № 419-З).
Справочно: конкретные способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки приведены в постановлении МАРТ Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки». Одним из приоритетных способов определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки является изучение конъюнктуры рынка.
Во избежание ситуаций с необходимостью представления дополнительных предложений, стоимость которых существенно превышает ориентировочную стоимость, указанную в приглашении либо запросах о представлении сведений при проведении процедуры закупки из одного источника, заказчику необходимо непосредственно перед процедурой определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки. При необходимости заказчик может произвести корректировку годового плана государственных закупок, в т.ч. в части перераспределения выделенных денежных средств, либо обратиться в соответствующие органы с запросом о дополнительном финансировании.
Если в ходе проведения процедуры закупки из одного источника становится известно, что цена предложения потенциальных участников превышает ориентировочную стоимость предмета государственной закупки, и имеются необходимые средства на такое приобретение либо они дополнительно выделены, то заказчик может продолжить проведение процедуры закупки из одного источника и заключить договор государственной закупки.
Внимание! Необходимо учитывать, что заниженная ориентировочная стоимость предмета государственной закупки при проведении электронного аукциона может послужить причиной его признания несостоявшимся ввиду того, что торги начинаются именно с этой суммы.
Применяется ли к заказчику ответственность за нарушения порядка проведения процедуры государственной закупки?
Да, установлена административная ответственность.
При нарушении порядка проведения процедуры государственной закупки |*| виновные должностные лица заказчика (организатора) могут быть привлечены к административной ответственности. Предусматриваются санкции:
– от предупреждения до штрафа в размере до 50 базовых величин (далее – БВ) (п. 4 ст. 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП);
– либо в виде штрафа в размере от 50 БВ (п. 5 ст. 11.16 КоАП).
Справочно: в настоящее время готовится к принятию новая редакция КоАП, предусматривающая изменение норм об ответственности за нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг).
Организация приняла решение уменьшить объем закупленных услуг по ремонту оборудования, так как отпала необходимость в их проведении.
Допускается ли уменьшение объема закупки только на 10 % либо данный размер можно увеличить?
Да, только на 10 %.
Не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь.
Важно! Допустимо изменение условий договора в случае изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) подлежит изменению пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом такого изменения (подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; далее – постановление № 395).
Исключений из этого правила законодательство о государственных закупках не содержит.
Руководствуясь п. 4 ст. 25 Закона № 419-З, не запрещено расторжение договора по соглашению сторон в случае утраты необходимости в приобретении полного объема (количества) товаров (работ, услуг), предусмотренных договором, вне зависимости от их объема (количества).
По результатам проведенной процедуры закупки сахара для обеспечения потребности учреждений образования заказчик заключил договор поставки. Поставщик сахара постоянно нарушает сроки поставки товара, а последняя заявка вообще не выполнена.
Как поступить заказчику в данной ситуации?
Расторгнуть договор с недобросовестным поставщиком.
Не допускается односторонний отказ от исполнения договора заказчиком и (или) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае надлежащего исполнения договора другой стороной, за исключением случаев, установленных п. 4 ст. 25 Закона № 419-З. Данное условие предусмотрено в п. 3 ст. 25 Закона № 419-З. В рассматриваемой ситуации имеет место ненадлежащее исполнение договора стороной поставщика, следовательно, договор подлежит расторжению заказчиком в одностороннем порядке.
Нормы по расторжению договора государственной закупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотрены в п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»: после расторжения договора заказчик (организатор) вправе приобрести товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенные в перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь, с применением процедуры закупки из одного источника в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев.
Справочно: разд. 10 «Продукты пищевые» (включает товарную группу сахар) общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» включен в перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности (приложение 4), утвержденный постановлением № 395.
С учетом вышеизложенного после расторжения договора поставки заказчик вправе приобрести сахар с применением процедуры закупки из одного источника в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев.
Внимание! Расторжение договора государственной закупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не исполнившим либо ненадлежащим образом исполнившим договор, является основанием для включения такого субъекта хозяйствования в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок (абз. 3 части первой п. 1 ст. 17 Закона № 419-З). Информация о юридическом или физическом лице, в т.ч. индивидуальном предпринимателе, не исполнившем либо ненадлежащим образом исполнившем договор государственной закупки, в случае расторжения такого договора подлежит направлению в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (МАРТ Республики Беларусь) в течение одного месяца со дня расторжения договора государственной закупки (часть вторая п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).
Справочно: порядок представления информации о юридическом или физическом лице, в т.ч. индивидуальном предпринимателе, подлежащем включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок, определен Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением МАРТ Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92.
Организация в начале года заключила договор по оказанию услуг связи по процедуре закупки из одного источника с монополистом РУП «Белтелеком». В IV квартале 2020 г. возникла необходимость увеличить объем закупленных услуг более чем на 10 %.
Предусмотрена ли законодательством такая возможность?
Нет.
Не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь.
Важно! Допустимо изменение условий договора |*| в случае изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) подлежит изменению пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом такого изменения (подп. 1.8 п. 1 постановления № 395). Исключений из этого правила законодательство о государственных закупках не содержит.
Следовательно, при изменении потребности в товарах (работах, услугах) более чем на 10 % заказчику необходимо провести новую процедуру государственной закупки.
Важно! Порядок выбора вида процедуры государственной закупки в случае выделения заказчику в текущем финансовом году дополнительного объема финансирования предусмотрен частью второй п. 2 ст. 18 Закона № 419-З.
Справочно: с 23.05.2020 вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях». Одно из ключевых новшеств данного законодательного акта – это исключение из сфер естественных монополий услуг почтовой связи и фиксированной телефонной связи.