По договору перевозки белорусскому перевозчику поручено доставить груз с территории Российской Федерации (г. Москва) в Германию. В ходе доставки груза (не был вывезен за пределы ЕАЭС) грузополучатель отказался от его получения. Перевозчику поручено доставить груз резиденту Российской Федерации (в г. Воронеж).
Не будет ли для перевозчика изменение маршрута чревато нарушением таможенного законодательства?
Отправитель вправе требовать от транспортера (перевозчика) прерывания перевозки, изменения места, предусмотренного для сдачи груза, или сдачи груза иному получателю. Это предусмотрено нормами ст. 12 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).
Изменение маршрута будет являться для перевозчика нарушением законодательства – только не таможенного, а российского. Обоснуем ответ.
При помещении товаров ЕАЭС под таможенную процедуру экспорта у перевозчика отсутствуют обязательства перед таможенными органами по их доставке (такие обязательства предусмотрены процедурой таможенного транзита) (ст. 139 Таможенного кодекса ЕАЭС). Следовательно, невывоз груза за пределы ЕАЭС не будет для белорусского перевозчика нарушением таможенного законодательства ЕАЭС.
А вот выполнение перевозки по поручению российского грузоотправителя в г. Воронеж с точки зрения российского законодательства будет считаться для белорусского перевозчика каботажной перевозкой, которую он не вправе производить.
Справочно: под каботажной перевозкой следует понимать выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.
Это следует из ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ, которая запрещает перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в т.ч. временно ввезенными ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.
За нарушение указанной нормы установлена административная ответственность в виде штрафа на водителя транспортного средства в размере от 150 тыс. до 200 тыс. рос. руб. (ст. 11.26 КоАП РФ).
Учитывая вышеизложенное, перевозчику необходимо поступить в соответствии с положениями п. 6 ст. 12 Конвенции КДПГ: незамедлительно уведомить грузоотправителя о невозможности выполнить его распоряжение, а также запросить дальнейшие инструкции в отношении перевозимого груза |*|.
* Правила заполнения ЭСЧФ при международной перевозке товаров автомобильным транспортом