После того как органы ДФР выявили недобросовестного субъекта предпринимательской деятельности и направили ему заключение о корректировке налоговой базы, контрольная работа ДФР по выявленной хозяйственной сделке заканчивается?
Нет, не заканчивается.
Предметом выявления и оценки со стороны ДФР является законность той или иной хозяйственной операции. А так как в любой хозяйственной операции участвуют как минимум 2 субъекта, например продавец и покупатель, то, конечно, и второй контрагент по сделке будет являться объектом внимания со стороны ДФР.
Как указано в п. 9 Инструкции № 3*, при выявлении фактов совершения хозяйственных операций субъектами хозяйствования в указанный в заключении период с субъектом предпринимательской деятельности ДФР этим субъектам хозяйствования направляет информацию по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 3.
_____________
* Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, утвержденная постановлением КГК Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3 (далее – Инструкция № 3).
При этом, как следует из Инструкции № 3, орган ДФР не дает оценки, знал или не знал второй контрагент по сделке, что участвует в «сомнительной» сделке, достаточно лишь факта участия в ней.
Иными словами, если ваша организация являлась одной из сторон договора, законность исполнения которого поставлена органом ДФР под сомнение, и вашему контрагенту направлено заключение о корректировке налоговой базы, то в обязательном порядке в адрес вашей организации орган ДФР направит информацию.
Поэтому будет полезно периодически отслеживать размещенные на сайте КГК заключения, так как из них можно узнать, участвовала ли ваша организация в сделках, которые привлекли внимание ДФР.
Справочно: сведения о заключениях, составленных и направленных ДФР организациям (ИП), размещены на официальном сайте КГК по адресу: www.kgk.by/ru, раздел «Сведения о составленных ДФР КГК заключениях». Они размещаются на сайте не позднее 5 рабочих дней с момента их составления.
Главный бухгалтер |*| организации нашел на сайте КГК информацию о заключении, составленном в отношении контрагента организации. Последние 2 месяца работники организации, в т.ч. и руководство, работают на «удаленке».
* За что может оштрафовать бухгалтера Департамент государственной инспекции труда
1. Как узнать, направлена ли информация организации?
Каких-либо исключений или изменений в части направления организациям информации в период пандемии не предусмотрено. Поэтому информация будет вручена или направлена организации в порядке, определенном Инструкцией № 3. Он заключается в следующем.
Информация составляется в 2 экземплярах и подписывается заместителем Председателя КГК – директором ДФР или его заместителем.
После этого один экземпляр информации вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) организации или ее представителю в течение 3 рабочих дней с момента оформления информации.
При отсутствии организации, а также ее представителя по месту нахождения, указанному в учредительных документах, и (или) по последнему месту нахождения, известному ДФР, информация будет направлена по последнему известному ДФР месту нахождения организации или ее представителя. В этом случае организация будет считаться надлежащим образом ознакомленной с ней, а информация – полученной по истечении 3 рабочих дней со дня направления.
2. Какие сведения должна содержать информация?
В информации будет указано наименование вашей организации и ее учетный номер плательщика, а также:
– ссылка на заключение, составленное в отношении контрагента организации, с указанием сведений о нем, его учетном номере плательщика, а также периоде, в течение которого установленное заключением основание (сделки с участием организации) влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) |*|;
* Перечень документов, регламентирующий порядок оформления первичных учетных документов
– предложение самостоятельно осуществить в соответствии с НК корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), представив в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а также уплату невнесенных налогов (сборов).
Исходя из норм Инструкции № 3 органы ДФР действуют формально: приняли решение о незаконности сделки, направили субъекту заключение о корректировке налоговой базы, которое не оспорено, и уже автоматически предлагается добросовестному субъекту доплатить налоги по сделке.
Получается, что если организация не докажет, что заключение незаконно, то она обязана доплатить в бюджет налоги?
Нет, не обязана.
Обращаю внимание, что полученная организацией информация не является документом, который организация безусловно в определенный срок должна исполнить. Как указано в Инструкции № 3, орган ДФР предлагает осуществить в соответствии с НК корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), представив в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а также уплатить в полном объеме невнесенные налоги (сборы) по хозяйственным операциям.
Поэтому, если организация не согласна с предложением ДФР произвести самостоятельно корректировку налоговой базы, то «заставить» ее это сделать никто не может, и налоговый орган не имеет права в бесспорном порядке, например, списать сумму доначисленных налогов в бюджет или наложить арест на имущество организации.
Предприятие не согласно с выводами специалистов ДФР и предложениями, изложенными в информации. В связи с этим оно приняло решение не осуществлять корректировку налоговой базы и сумм налогов, подлежащих к уплате, и не представлять в налоговый орган уточненные налоговые декларации.
Так как органы ДФР или налоговые органы не имеют права бесспорно взыскивать с предприятия доначисленные налоги, то, получается, что предприятию можно ни о чем не беспокоиться?
В описанной ситуации повод для беспокойства у предприятия есть.
Как указано в Инструкции № 3, в случае неосуществления корректировки налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), неисполнения налогового обязательства контролирующим органом в соответствии с Указом № 510* может быть назначена внеплановая проверка |*|.
_____________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
* Максимальный срок проведения контролирующим органом проверки
При этом понятно, что внеплановая проверка назначается, проводится и результаты по ней оформляются в строгом соответствии с Указом № 510.
Однако в этом случае необходимо помнить, что в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения предприятию данной внеплановой проверки.
Поэтому, как действовать предприятию при получении от органа ДФР информации, – решается применительно к каждой конкретной ситуации. Могу дать совет: если вы уверены, что заключили и исполнили сделку добросовестно, что целью сделки была обычная хозяйственная деятельность, что в сделке не было искусственности и предприятие не преследовало единственную цель – недоплатить налоги в бюджет, то надо защищать свои права, используя законные средства доказывания.