На обращения Ассоциации «БАМАП» от 21.03.2022 № 03.1-02/365, от 22.03.2022 № 03.1-02/411 и от 25.03.2022 № 03.1-02/453 по вопросам и предложениям применения и изменения положений валютного законодательства, направленных на поддержку международного автомобильного транспорта в условиях неблагоприятного воздействия санкционных ограничений, получен ответ Национального банка Республики Беларусь от 06.04.2022 № 31-21/432.
1. По вопросу возможности для белорусской транспортной организации не зачислять на свой счет, открытый в банке Республики Беларусь, иностранную валюту за оказанные нерезиденту (должнику) в рамках заключенного валютного договора услуги в случае проведения зачета требований, вытекающих из валютных договоров, с третьим лицом – нерезидентом (кредитором), и уступки ему права требования исполнения обязательств нерезидентом (должником) Национальный банк сообщил следующее.
Порядок осуществления внешнеторговой деятельности резидентами регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке исполнения внешнеторговых договоров» (далее – Указ № 178), а также Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Названными нормативными правовыми актами не установлены предельные сроки и способы завершения внешнеторговых операций, а исполнение резидентами внешнеторговых договоров осуществляется на условиях и в сроки, определенные сторонами договора, с учетом требований законодательства.
Исходя из терминологии Указа № 178 экспортер (импортер) – это резидент, который заключил внешнеторговый договор либо к которому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору. Термины «импорт» и «экспорт» определены подпунктами 1.7 и 1.15 пункта 1 статьи 1 Закона.
Особенности проведения валютных операций, предусматривающих экспорт, импорт, установлены в статье 19 Закона, в соответствии с пунктом 1 которой резиденты обязаны обеспечить зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь (далее – репатриация), при экспорте – белорусских рублей и (или) иностранной валюты, при импорте – белорусских рублей и (или) иностранной валюты в случае возврата денежных средств при неисполнении или исполнении не в полном объеме нерезидентом своих обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 2 данной статьи.
Определенный пунктом 2 статьи 19 Закона перечень случаев, когда резиденты при экспорте, импорте имеют право не зачислять на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусские рубли и (или) иностранную валюту, не содержит случаев уступки права (требования) либо перевода долга между резидентом и нерезидентом. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 2.15 пункта 2 статьи 19 Закона резиденты при экспорте вправе не зачислять денежные средства на счета, открытые в банках Республики Беларусь, в случае проведения зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров.
Одновременно Национальным банком обращается внимание, что порядок документального оформления зачета встречных однородных требований, а также правоотношения сторон в рамках заключаемых резидентом сделок, связанных с уступкой прав (требований), возложением исполнения обязательств на третье лицо, регулируются гражданским и иным законодательством, на разъяснение которого Национальный банк не уполномочен.
В то же время в условиях введенных ограничительных мер (санкций) иностранными государствами для завершения расчетов по внешнеторговым договорам Национальный банк полагает возможным руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона резидент при экспорте в срок, установленный валютным договором, предусматривающим исполнение юридическим лицом – нерезидентом обязательства в белорусских рублях, вправе принять исполнение данного обязательства от третьего лица (юридического лица – резидента) на основании заключенного им с нерезидентом договора, предусматривающего возложение исполнения обязательства по валютному договору на третье лицо, при этом обязательство третьего лица перед нерезидентом прекращается в соответствующей части. Кроме этого, Законом не установлено ограничений в части поступления резиденту денежных средств по валютному договору, предусматривающему экспорт, от иного нерезидента, не являющегося стороной по валютному договору, на основании гражданско-правовых сделок, заключенных между нерезидентами.
Также Законом допускается возможность перемены лиц в обязательстве по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт, со стороны резидента (экспортера, импортера) на основании заключенных этим резидентом с иным резидентом договоров уступки права (требования), перевода долга. При этом обязанность по репатриации в таких случаях переходит к резиденту, принявшему право требования (долг) (пункт 5 статьи 19 Закона).
2. По вопросу возможности использования полученной на территории иностранных государств наличной иностранной валюты за оказанные белорусской транспортной организацией транспортные услуги по перевозке грузов в международном автомобильном сообщении для оплаты расходов, связанных с выполнением автомобильной перевозки, Национальный банк сообщил следующее.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона наличная иностранная валюта, полученная юридическими лицами – резидентами при проведении валютных операций, подлежит зачислению на их счета, открытые в банках Республики Беларусь и (или) иностранных банках, за исключением наличной иностранной валюты, полученной на цели, указанные в данном пункте. Таким образом, резиденты, осуществляющие на территории иностранного государства автомобильную перевозку грузов, в целях выполнения требований пункта 4 статьи 10 и пункта 1 статьи 19 Закона не вправе использовать полученную на территории иностранного государства от нерезидента по валютному договору, предусматривающему экспорт услуг, наличную иностранную валюту на оплату транспортных и иных расходов.
Вместе с тем резидентам, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, право принимать на территории иностранных государств наличную иностранную валюту от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей –нерезидентов за указанные услуги предоставлено постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 2 марта 2022 г. № 108/5 «О проведении валютных операций».
В связи с этим решение поднимаемых проблемных вопросов использования транспортными организациями наличной иностранной валюты в расчетах в рамках реализации пункта 16 Указа Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», по мнению Национального банка, целесообразно путем соответствующей корректировки вышеназванного постановления.
3. По предложению о принятии нормативного акта, определяющего, что в случаях, если денежные средства от оказания транспортных и (или) транспортноэкспедиционных услуг нерезидентам Республики Беларусь поступят с нарушением согласованных сторонами во внешнеторговом договоре сроков, но в пределах 180 календарных дней с даты выполнения работ (оказания услуг), – ответственность у экспортера – резидента Республики Беларусь за нарушение валютного законодательства не наступает, Национальный банк сообщил следующее.
Частью второй пункта 1 статьи 19 Закона установлено, что срок репатриации определяется резидентом исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Национальным банком.
Так, в главе 3 Инструкции о проведении валютных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 мая 2021 г. № 147 (далее – Инструкция № 147), изложен алгоритм определения срока репатриации с учетом предусмотренных условиями валютного договора сроков исполнения обязательств нерезидентом, а также периода времени, необходимого для осуществления банками Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», иностранными банками платежа и перевода денежных средств, который не должен превышать 30 календарных дней, за исключением случаев замораживания иностранными банками денежных средств, блокирования финансовых операций вследствие применения международных санкций (часть вторая пункта 8 Инструкции № 147).
Согласно пункту 9 Инструкции № 147 датой исполнения резидентом обязанности по репатриации является дата зачисления белорусских рублей и (или) иностранной валюты на открытый в банке Республики Беларусь счет резидента в определенный им срок репатриации.
Учитывая изложенное, резидентам в определенный ими срок репатриации необходимо обеспечить зачисление белорусских рублей и (или) иностранной валюты (выручки при экспорте, возврата предварительной оплаты при импорте) на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь. В противном случае в этот же срок необходимо принять иные меры, на период осуществления которых срок репатриации продлевается (внести изменения в установленные договором сроки исполнения обязательств нерезидентом или обеспечить наличие оснований для продления срока репатриации, указанных в пункте 6 статьи 19 Закона).
Данный алгоритм, по мнению Национального банка, способствует увеличению прозрачности и индивидуальной ответственности экономических субъектов при осуществлении внешнеторговой деятельности, является эффективным инструментом обеспечения защиты экономических интересов самих субъектов хозяйствования, а также соответствует международной практике. Создание же отличных от общеустановленных условий хозяйствования для отдельных юридических лиц – резидентов или сфер экономики по отношению к другим юридическим лицам и отраслям недопустимо, поскольку при издании нормативных правовых актов должны учитываться положительные эффекты, прежде всего, для экономики в целом, а не для определенных субъектов хозяйствования.
Одновременно Национальным банком отмечено, что вопросы, связанные с освобождением субъектов хозяйствования от административной ответственности за нарушение законодательства, в настоящее время рассматриваются в рамках инициатив Правительства Республики Беларусь во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».
Разъяснение опубликовано 7 апреля 2022 г. на сайте БАМАП (bamap.org).
От редакции
Обращаем внимание, что в нашем журнале ранее публиковались статьи, в которых рассматривались вопросы возможности приема и использования иностранной валюты международными перевозчиками за рубежом (статья Н.Анищенко «До 1 января 2023 года международные перевозчики имеют право на наличные расчеты в валюте за рубежом» в «ГБ», 2022, № 11, с. 65–71; ответ Д.Сафаревича на вопрос № 5 в «ГБ», 2022, № 13, с. 42–43). Применять на практике эти материалы следует с учетом позиции Нацбанка Республики Беларусь, изложенной по данному вопросу в приведенном письме.