Структура новой редакции Закона № 226-З содержит 4 главы
С точки зрения структуры новая редакция Закона № 226-З стала более выверенной, логичной и последовательной.
Так, например, валютному регулированию и мониторингу валютных операций посвящена гл. 2 Закона № 226-З , в которой четко разделены валютное регулирование и валютный контроль.
В новой редакции Закона № 226-З , так же как и в аналогичных законодательных актах Российской Федерации и Республики Казахстан, закреплены принципы валютного регулирования. Причем, на наш взгляд, они изложены более удачно, чем в законодательстве указанных государств. Так, белорусский закон, в отличие от них, говорит не о единстве, а о взаимосогласованности валютного регулирования и валютного контроля.
Глава 3 в новой редакции Закона № 226-З комплексно регламентирует порядок проведения валютных операций вне зависимости от субъектного состава (т.е. как между резидентами, так и с участием нерезидентов), а также содержит нормы о порядке открытия и режимах функционирования счетов резидентов в иностранных банках и счетов нерезидентов в банках Республики Беларусь. Также в данной главе закреплены новые для Закона № 226-З нормы о репатриации валютной выручки |*| (обязанности обеспечить ее зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь).
* Порядок использования перевозчиком наличной валютной выручки на заправку автомобиля
Глава 4 новой редакции Закона № 226-З посвящена регламентации валютного контроля.
Таким образом, помимо прочего, новая редакция Закона № 226-З стала более лаконичной, поскольку она содержит лишь 4 главы, в то время как действующая – 7 (общие положения; валютные операции и их осуществление; открытие счетов резидентами и нерезидентами; органы валютного регулирования и их полномочия; валютный контроль; права и обязанности резидентов и нерезидентов; заключительные положения).
Причем эти изменения структуры, на наш взгляд, следует рассматривать не как редакционные, а как системные, исходя из следующего.
Валютное законодательство основано на принципе: запрещено все, что прямо не разрешено. Это вынуждает законодателя достаточно скрупулезно и детально формулировать соответствующие нормы. По мере либерализации валютного законодательства уменьшается и потребность в регламентации соответствующих отношений.
Изменилось определение валютных операций
Прежде всего термин «сделки» заменен понятием «операции», что позволило объединить отдельные нормы, внесены и иные изменения (см. таблицу):
Перечень валютных операций в новой редакции Закона № 226-З также является закрытым
Это означает, что если какая-то сделка или иное действие не соответствуют определенным критериям, то валютной операцией они не являются, соответственно на них не распространяется действие Закона № 226-З .
В качестве примера можно привести так называемые цифровые активы, которые исходя из норм новой редакции Закона № 226-З к валютным ценностям, как и сейчас, не относятся.
Перечень валютных ценностей в новой редакции Закона № 226-З остался неизменным и включает:
– иностранную валюту;
– ценные бумаги в иностранной валюте;
– белорусские рубли, ценные бумаги в белорусских рублях в случае проведения с ними валютных операций между резидентами и нерезидентами, между нерезидентами, а также в случае их ввоза, пересылки в Республику Беларусь или вывоза, пересылки из Республики Беларусь.
Введен новый термин «валютный договор»
Таковым является договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции.
Отметим, в действующем в настоящее время законодательстве закреплено 2 близких, но не тождественных понятия:
– внешнеторговый договор – договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178 [3]) |*|;
* Сроки завершения внешнеторговых операций в период COVID-19
– внешнеэкономический договор – соглашение между резидентом и нерезидентом об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (с учетом дополнений и приложений к нему) (п. 2 Инструкции № 46 [4]).
Исходя из вышеизложенного, понятие валютного договора шире, нежели понятие внешнеторгового и внешнеэкономического договора, поскольку охватывает как сделки с участием нерезидентов, так и сделки между резидентами.
Отметим также, что согласно подп. 2.3 п. 2 ст. 8 новой редакции Закона № 226-З резиденты обязаны регистрировать валютные договоры и представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам в порядке, установленном Нацбанком (на дату подготовки настоящего материала такой общий акт, помимо Инструкции № 46 , регламентирующей порядок регистрации внешнеэкономического и внешнеторгового договора, не принимался).
Действующая редакция Закона № 226-З не закрепляет термин «товар». В его новой редакции товары определены как любое движимое имущество, за исключением валютных ценностей, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Данное определение близко, однако буквально не совпадает с определением товара, данным в Указе № 178 , согласно которому товары – движимые вещи (за исключением денег и ценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами. В Указе № 178 в перечень товаров не включены деньги и ценные бумаги, а в новой редакции Закона № 226-З – валютные ценности |*|, однако это тоже деньги и ценные бумаги с той особенностью, что белорусские рубли и ценные бумаги в белорусских рублях только при использовании их в отношениях с участием нерезидентов.