История вопроса
Бухгалтеры помнят, как в июле прошлого года столкнулись с крайне неожиданным разъяснением МНС Республики Беларусь: стоимость топлива, рассчитанная исходя из норм расхода топлива, доведенных до организации РУП «БелНИИТ «Транстехника», но не утвержденных постановлениями Минтранса Республики Беларусь, нельзя в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК [2] включать в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (письмо МНС от 19.07.2019 [3]). Это было крайне неожиданно и противоречило годами сложившейся практике, а также ранее даваемым разъяснениям по данному вопросу.
Минтранс Республики Беларусь в течение второй половины 2019 г. и в 2020 г. утвердил несколько документов с новыми нормами расхода топлива |*| (постановления от 01.08.2019 № 44, от 14.11.2019 № 50, от 23.12.2019 № 54, от 13.02.2020 № 2, от 24.04.2020 № 13). Вступление в силу этих документов было предусмотрено задним числом (с 11.04.2016). Однако это проблему полностью не решило. Многие организации оставались с «письмами Транстехники», а их бухгалтеры должны были принять одно из двух решений: либо исключать из затрат стоимость такого топлива и доплачивать налог на прибыль с пенями, либо рисковать и ждать разрешения данной проблемной ситуации.
Доплачивать налог на прибыль в данном случае противоречило бы всякому здравому смыслу: потраченное топливо – очевидные затраты организации. Даже если и формально, это проистекало из норм законодательства. Ситуацию раскачивали и действия некоторых контролирующих органов: они рассылали письма организациям с предложением доплатить налог на прибыль и грозили проверками в случае, если организации этого не сделают.
Весной 2020 г. появилась надежда на решение данной проблемы: появилась информация, что готовится постановление Совета Министров Республики Беларусь, которое должно будет решить данный вопрос, в т.ч. за прошлые периоды.
Решение вопроса в 2020 году
Заметим, что с 1 января 2020 г. данная проблема была снята Указом № 503 [4], п. 6 которого предусматривает возможность установления норм расхода топлива для включения его стоимости в нормируемые затраты при расчете налога на прибыль организациями самостоятельно либо использования для этой цели норм, доведенных РУП «БелНИИТ «Транс-техника».
И вот ожидаемый документ появился. С 12 августа 2020 г. вступило в силу постановление № 470. Им определено, что нормы расхода топлива |*| для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее – нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией. Также определены права вышестоящих организаций по согласованию таких норм подчиненным организациям.
Что решено по предыдущим 5 годам
Установлено, что за период с 12 июля 2015 г. до вступления в силу постановления № 470 допускается применение норм расхода топлива, установленных руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией. Необходимое условие – такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что НК предусматривает ограничение срока, за который может быть проведена проверка, 5 годами (за исключением особых ситуаций), проблему «прошлых периодов» в вопросе включения в затраты при исчислении налога на прибыль можно считать решенной.
Таким образом, после года нервного ожидания и мучительного выбора варианта действий в этом вопросе бухгалтерам можно вздохнуть спокойно.
Заметим, постановлением № 470 исключено право Минтранса Рес-публики Беларусь устанавливать нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Таким образом, вероятно, следует ожидать отмены нормативных документов Минтранса Республики Беларусь, посвященных данному вопросу.