Правилами, в частности, уточнены требования к оформлению ценников на товары. Так, в них должны быть указаны не только наименования товаров, их сорт, масса (было: "вес"), мера (упоминание о мере ранее отсутствовало), цена товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страна происхождения, но и дата оформления ценника.
По-прежнему нужно указывать в ценнике информацию о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов) (п. 15 Правил).
Когда ценник может быть особым
В новых Правилах появилась норма, согласно которой при проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, выставки-продажи товаров, предоставление скидок с цены товаров и др.), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами РБ запрещено.
В объектах общепита информацию о реализуемой продукции, товарах, оказываемых услугах, скидках продавец теперь может доводить до сведения покупателя как посредством меню, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг, так и посредством винной карты, в которой указываются перечень алкогольных напитков, реализуемых в розлив, емкость потребительской тары и цена алкогольных напитков, а также объем и цена порции (объем порции устанавливается по усмотрению продавца).
Изготовитель (продавец, поставщик, представитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации (п. 1 ст. 7 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей").
Указанная информация доводится до сведения потребителя на белорусском или русском языке.
При продаже швейных, верхних и бельевых трикотажных, корсетных, чулочно-носочных, меховых изделий, головных уборов, обуви, галантерейных товаров, печатной продукции методом самообслуживания единый ценник может не выставляться (п. 22 Правил).
Ценник может содержать дополнительную информацию
С целью удобства ознакомления потребителя с информацией о товарах продавец вправе размещать на ценниках дополнительную информацию. Например, о составе продукции, ее пищевой ценности, наличии растительных добавок, а также о дате окончания срока годности или хранения, условиях хранения отдельных товаров (письмо Минторга РБ от 03.11.2011 № 07-09/676к).
Кроме того, при осуществлении розничной торговли в мелкорозничной торговой сети допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены и страны происхождения.
При оформлении ценников выявлены ошибки
Субъектами торговли зачастую допускаются следующие нарушения и недоработки при оформлении ценников:
– несоответствие цены на ценнике цене реализации товара;
– небрежность, многочисленные исправления;
– нечитаемая информация из-за плохого почерка или мелкого шрифта;
– оформление ценников вручную разными работниками;
– отсутствие единообразия в оформлении ценников;
– вместо страны происхождения товаров на ценнике указывается производитель или поставщик;
– применение недопустимых сокращений;
– неправильное или неполное наименование товара;
– маркировка товара стикерами с указанием только цены без оформления ценника.
Эти правила заполнения ценников нужно запомнить
При оформлении ценников необходимо соблюдать следующие правила:
– на ценнике в обязательном порядке должна быть информация, указанная в п. 22 Правил;
– в торговом объекте в зависимости от площади торгового зала, размера и количества оборудования, стилистики помещения, плотности размещения товара, способа обслуживания покупателей ценники должны иметь: один размер, одно цветовое решение, эстетический вид. Информация должна быть нанесена на белорусском или русском языке четким разборчивым одинаковым по размеру и типу шрифтом, удобным для прочтения потребителями;
– на ценнике указывается полное наименование товара, присвоенное изготовителем, при этом используются сведения, на основании которых товар был принят к бухгалтерскому учету (оприходован).
Наименование товара должно состоять, как правило, из нескольких слов и включать название группы, подгруппы и вида товара (например, "Бионапиток кисломолочный "Активил" "Клубника");
– цена за единицу товара указывается в белорусских рублях. Указание цены в белорусских рублях и иностранной валюте допускается в установленных законодательством РБ случаях реализации товаров, продукции общественного питания за иностранную валюту;
– при указании страны происхождения товара допускается написание как ее краткого, так и полного наименования (например, "Республика Беларусь" или "Беларусь", "Российская Федерация" или "Россия" и т.д.).
Кроме того, название страны происхождения товаров указывается в соответствии с Классификатором стран мира, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, Общегосударственным классификатором Республики Беларусь "Страны мира" (ОКРБ – 017-99), утвержденным постановлением Госстандарта от 16.06.1999 № 8.
Не допускается маркировка товара стикерами при отсутствии ценника, оформленного в соответствии с требованиями, установленными законодательными актами, за исключением швейных, верхних трикотажных, меховых изделий, головных уборов, обуви. Нанесенные на упаковку стикеры не должны закрывать информацию о товаре.
Оформление ценника при предоставлении скидок на товары
Как и прежде, при предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном соотношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. В то же время Правила дополнены нормой, в соответствии с которой при продаже товаров, продукции общественного питания, на которые предоставлена скидка, в кассовом чеке печатаются информация о ее размере по каждому наименованию продаваемых со скидкой товаров, продукции общественного питания, указанному в кассовом чеке, и общая сумма скидки по кассовому чеку в абсолютном выражении в денежных единицах.
Условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех потребителей.
Предоставление скидок осуществляется на основании Порядка предоставления скидок, включающего виды скидок, конкретные размеры (уровень) скидок, условия предоставления каждого вида скидки, а также при необходимости перечень товаров, услуг, на которые предоставляются скидки. Такой документ субъекты хозяйствования разрабатывают и утверждают самостоятельно.
В случае если скидка предоставляется на определенное наименование товара, то ценник на этот товар оформляется в установленном порядке. Продавец указывает на ценнике 2 значения цены – без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки перечеркивается, а на свободном месте указывается цена с учетом скидки, на ценнике или ином визуально доступном покупателю месте указывается процентное выражение скидки.
Для информирования потребителей торговая организация размещает информацию о видах скидок и условиях их предоставления в торговом объекте (зале) на видном и доступном месте, в средствах массовой информации, на интернет-сайте, иным доступным способом, не противоречащим законодательству.
Минторгом РБ в письме от 25.01.2012 № 07-09/37к "О предоставлении скидок" даны рекомендации субъектам торговли по оформлению ценников при проведении рекламных мероприятий в виде предоставления потребителям скидок на товар: на ценнике необходимо указывать 2 значения цены – без скидки и с учетом скидки.
Понятия "суперцена" в перечислении видов скидок нет. Полагаем, что указание на ценнике слова "суперцена" будет вводить потребителя в заблуждение.
В ценнике ошибка – ждите применения мер административной ответственности
Несоблюдение указанных требований является нарушением правил торговли и влечет административную ответственность, установленную ч. 1 ст. 12.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа до 10 базовых величин.