1. Проводится ли инвентаризация в случаях, когда она является обязательной?
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации является обязательным (п. 2 ст. 13 Закона № 57-З [1]):
1) при реорганизации или ликвидации организации;
2) перед составлением годовой отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
5) при возникновении чрезвычайных ситуаций;
6) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Также инвентаризацию следует проводить при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (п. 4 Инструкции № 180 [2]).
2. Соблюдаются ли сроки и периодичности проведения инвентаризации по отдельным видам активов и обязательств?
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация проводится (п. 7 Инструкции № 180 ):
– не ранее 1 ноября (для основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров; незавершенного производства и полуфабрикатов; животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных));
– не ранее 1 декабря (для денежных средств, обязательств и других активов).
Периодичность проведения инвентаризации активов и обязательств – не менее 1 раза в год. Исключение составляет инвентаризация незавершенного производства и полуфабрикатов, которая должна проводиться не менее 2 раз в год. По решению руководителя организации установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено (п. 8 Инструкции № 180 ).
3. Издан ли приказ о проведении инвентаризации?
Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя. Данным приказом предусматривается создание инвентаризационной комиссии, определяется ее персональный состав (п. 12 Инструкции № 180 ).
4. Соблюдаются ли правила формирования состава инвентаризационной комиссии?
В крупных организациях для проведения инвентаризации создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии, состав и функции которых оговорены в п. 12 Инструкции № 180 . В отношении состава инвентаризационной комиссии предусмотрены следующие ограничения (п. 13 Инструкции № 180 ):
– в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы;
– не назначается один и тот же работник 2 раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц;
– материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.
Инвентаризация |*| активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационной комиссии (часть девятая п. 12 Инструкции № 180 ).
5. Присутствовали ли при проведении инвентаризации материально ответственные лица?
Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче (п. 20 Инструкции № 180 ). Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии, но присутствуют при проведении инвентаризации активов, находящихся у них в подотчете.
6. Соблюдаются ли правила проведения инвентаризация активов?
Фактическое наличие активов при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера с учетом требований, установленных п. 22 Инструкции № 180 .
В частности, необходимо придерживаться следующих правил:
– по активам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество может определяться на основании документов поставщика. При этом обязательной проверке в натуре (на выборку) подлежит часть этих активов;
– определение веса (или объема) навалочных материалов, метизной продукции допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, взвешивания и т.п.;
– при инвентаризации большого количества весовых активов ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
7. Своевременно ли проверены заявления материально ответственных лиц о наличии ошибок?
При фактическом пересчете инвентаризуемых активов не исключены ошибки. В связи с этим Инструкцией № 180 предусмотрена возможность их исправления. В частности, в тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии.
Заявления материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании товарно-материальных ценностей, пропуском, просчетом и т.п., принимаются до открытия склада, кладовой, секции.
Инвентаризационная комиссия должна осуществить проверку указанных фактов и в случае их подтверждения произвести исправление выявленных ошибок в установленном порядке (п. 31 Инструкции № 180 ).
8. Правильно ли проведен учет оборотных активов, поступающих и выбывающих во время инвентаризации?
Оборотные активы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации.
Эти оборотные активы заносятся в отдельную опись под наименованием «Активы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности (п. 49 Инструкции № 180 ).
Неверный учет указанных материальных ценностей может исказить результаты инвентаризации |*|.