Бланки с определенной степенью защиты
При осуществлении деятельности коммерческие организации используют различные бланки с определенной степенью защиты (далее – БСО): товарные и товарно-транспортные накладные, трудовые книжки и вкладыши к ним, квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов и др.
Перечень документов, относящихся к БСО, место, порядок их хранения и использования устанавливаются приказом руководителя организации (п. 3 Инструкции № 196 [1]).
Приобретаемые организацией БСО для целей бухгалтерского учета являются активом и относятся к запасам, отражаемым на счете 10 «Материалы». В момент выдачи БСО ответственным исполнителям стоимость бланков списывается с баланса организации |*|.
В бухгалтерском учете операции по приобретению и выдаче БСО отражаются следующими записями (см. табл. 1).
Таблица 1
Книга учета проверок
Субъекты хозяйствования обязаны приобрести книгу учета проверок не позднее 6 месяцев со дня постановки их на налоговый учет (подп. 2.1 п. 2 постановления № 383 [2]). Это обосновано тем, что контролирующий (надзорный) орган должен до начала проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (п. 17 Указа № 510 [3]).
Форма книги учета проверок и правила ее ведения утверждены постановлением № 383 .
Книга учета проверок приобретается проверяемыми субъектами дополнительно на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения, в т.ч. индивидуальным предпринимателем – на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект, в котором индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары (за исключением транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии)).
Приобретение книги учета проверок осуществляется в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» и РУП «Издательство «Белбланкавыд» (часть первая п. 2 Правил ведения книги учета проверок, утвержденных постановлением № 383 ) |*|*|.
Приобретенная организацией книга учета проверок в бухгалтерсом учете отражается на счете 10. Она не является бланком документа с определенной степенью защиты, а относится к печатной продукции.
В бухгалтерском учете операции по приобретению книг учета проверок и выдаче в места их фактического использования отражаются следующими записями (см. табл. 2).
Таблица 2
Затраты по приобретению книги учета проверок учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации (п. 1 ст. 169 НК
[4]).
Книга замечаний и предложений
Книга замечаний и предложений – документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (абз. 13 ст. 1 Закона № 300-З [5]).
Форма книги замечаний и предложений и Положение о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений (далее – Положение) утверждены постановлением № 285 [6].
Оплата стоимости книги замечаний и предложений относится организациями и индивидуальными предпринимателями на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) (абз. 4 постановления № 285 ). Приобретается книга у республиканского унитарного предприятия «Издательство «Белбланкавыд» за плату, размер которой устанавливает Минфин. На сегодня размер платы составляет 5 руб. 50 коп.
Книга замечаний и предложений ведется в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем и формой, утвержденными постановлением № 285 (часть первая п. 12 Положения).
В бухгалтерском учете операции по приобретению и выдаче в места фактического использования книги замечаний и предложений отражаются следующими записями (см. табл. 3).
Таблица 3
Поскольку обязанность ведения книги замечаний и предложений установлена законодательством и связана непосредственно с осуществлением видов экономической деятельности, расходы на ее приобретение носят обязательный характер. Следовательно, затраты по приобретению книги замечаний и предложений учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации (п. 1 ст. 169 НК ).
Журнал производства работ
Строительные организации обязаны вести журнал производства работ на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) (часть пятая п. 17, абз. 4 подп. 25.5 п. 25 Указа № 510 ). Форма журнала производства работ и правила его ведения утверждены постановлением № 383 .
Журнал производства работ является основным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительных и иных специальных монтажных работ (п. 2 Правил ведения журнала производства работ, утвержденных постановлением № 383 ; далее – Правила). Журнал производства работ ведется на каждом объекте строительства (п. 3 Правил) |*|.
* Предупредительные проверки – мероприятия технического характера
При изготовлении форм журнала допускается вносить в них изменения в части увеличения и уменьшения граф и строк, включения дополнительных строк для удобства размещения необходимой информации (п. 18 Правил).
Бухгалтерский и налоговый учет расходов по приобретению и использованию журналов производства работ идентичен учету операций с книгой замечаний и предложений.