В ст. 6 Закона № 1914-XII [1] и гл. 31 ТК [2] закреплены нормы, связанные с гарантиями, предоставляемыми работникам по месту работы нанимателем в связи с выполнением воинских обязанностей.
Такие гарантии распространяются также и на совместителей (за исключением выплаты им выходного пособия) (см. табл. 1):
Таблица 1
Важно! Указанные в табл. 1 гарантии распространяются на всех нанимателей независимо от форм собственности. При этом выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с призывом на военную службу вместе с иными выплатами, причитающимися работнику, должно быть выплачено не позднее дня увольнения. Если в день увольнения работник не работал, то выплата производится не позднее дня, следующего за днем предъявления требования о расчете (ст. 77 ТК).
Справочно: средний заработок рассчитывают в порядке, установленном Инструкцией № 47 [3].
Бухгалтерский и налоговый учет выплат
Суммы выходного пособия, начисленного работнику в установленных законодательством порядке и размере, отражают в составе расходов по текущей деятельности записями:
Д-т 20, 23, 25, 26, 28 и др. – К-т 70
Если выходное пособие выплачивают в сумме, превышающей минимально гарантированный законодательством размер, то суммы превышения отражают на субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» (п. 70 Инструкции № 50 [4]; п. 13 Инструкции № 102 [5]).
По порядку отражения среднего заработка за время нахождения работника на военных сборах отметим следующее. Компенсация расходов, понесенных организациями (за исключением бюджетных организаций) в связи с исполнением положения, закрепляющего предоставление по месту работы гарантий и компенсаций, установленных законодательством о труде для граждан, призванных на сборы, осуществляется военными комиссариатами, воинскими частями, государственным учреждением образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь» в пределах средств, выделяемых на эти цели Минобороны и иным государственным органам, в которых предусмотрена военная служба, из республиканского бюджета в соответствии с законодательством (часть первая п. 2 постановления № 1642 [6]).
Иными словами, расходы, понесенные нанимателем в связи с предоставлением гарантий работникам, призванным на военные и специальные сборы, в дальнейшем компенсируются из республиканского бюджета. Поскольку средний заработок, выплачиваемый работнику за время его нахождения на военных сборах, компенсируется из бюджета, в бухгалтерском учете начисление такого среднего заработка отражают записью (п. 59 Инструкции № 50):
Д-т 76 – К-т 70
Материальная помощь, начисленная работнику организации, принятому на прежнее место работы после прохождения срочной воинской службы, не связана с производственным процессом. Следовательно, ее отражают в составе прочих расходов по текущей деятельности организации, учитываемых на субсчете 90-10 (п. 13 Инструкции № 102) |*|.
* Выплата материальной помощи уволенному после военной службы и «зарплатные» налоги
Обратите внимание, что в трудовом законодательстве не определен максимальный размер такой выплаты, а установлен только минимальный (ст. 342 ТК).
Ситуация 1
Увольнение в связи с призывом в армию
Работнику при увольнении по ст. 44 ТК выплачено выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (380 руб.).
В учете организации отражают следующие записи (см. табл. 2):
Таблица 2
Ситуация 2
Нахождение на военных сборах
Работнику за время нахождения на военных сборах начислен средний заработок в размере 415 руб.
В учете организации отражают следующие записи (см. табл. 3):
Таблица 3
Ситуация 3
Прием на прежнее место работы после прохождения службы
Работнику организации, принятому на прежнее место работы после прохождения срочной воинской службы, начислена единовременная материальная помощь в размере 2 минимальных заработных плат в сумме 750 руб.
В учете организации отражают следующие записи (см. табл. 4):
Таблица 4
Налог на прибыль
При исчислении налога на прибыль сумма выходного пособия при увольнении по причине призыва на военную службу включается:
– в пределах установленного трудовым законодательством минимального размера (2-недельного среднего заработка) – в состав затрат по производству и реализации (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК [7]);
– в сумме, превышающей установленный законодательством минимальный размер, – в состав прочих нормируемых затрат в совокупности с иными прочими нормируемыми затратами, перечисленными в п. 2 ст. 171 НК, с учетом общего ограничения – не более 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК, с учетом НДС (п. 3 ст. 171 НК).
Справочно: в состав прочих нормируемых затрат включают в т.ч. выплаты физлицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной форме в виде доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер (подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК).
В п. 2 ст. 171 НК в перечне выплат, учитываемых при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат, не поименована материальная помощь работнику, принятому на прежнее место работы после прохождения срочной воинской службы. Следовательно, суммы такой материальной помощи в состав прочих нормируемых затрат не включаются |*|.
Обратимся еще к подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК: не подлежат учету при налогообложении выплаты физлицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной форме, не предусмотренные законодательством, а также сверх размеров, предусмотренных законодательством.
Однако выплата материальной помощи принятому на прежнее место работы после прохождения срочной воинской службы работнику предусмотрена законодательством. Соответственно суммы такой помощи относятся на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в пределах размеров, установленных законодательством (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК). При этом законодательством конкретный размер материальной помощи по такому случаю не установлен, ограничен лишь ее минимальный размер (п. 2 ст. 342 ТК).
С учетом изложенного суммы материальной помощи лицу, принятому на прежнее место работы после прохождения срочной воинской службы, не включаются в состав прочих нормируемых затрат, а также не рассматриваются в качестве выплат, производимых сверх размеров, предусмотренных законодательством. Следовательно, они в полном размере учитываются при обложении налогом на прибыль.