На кого распространяется постановление № 597 [2]?
Напомним, что условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, определены Положением № 597 [3].
Условия оплаты труда руководителей зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций.
Постановлением № 597 рекомендовано собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т.ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, устанавливать руководителям данных организаций условия оплаты их труда в соответствии с Положением № 597 (п. 3 постановления № 597 ).
Изменения в вопросах запрета на премирование руководителей в 2020 году
В соответствии с нормами Положения № 597 (п. 6) руководителю организации могут устанавливаться следующие стимулирующие выплаты:
– надбавки;
– премии;
– краткосрочные бонусы;
– ежемесячные вознаграждения;
– единовременные вознаграждения;
– вознаграждения по итогам работы за год;
– годовой бонус.
Однако на их начисление и выплату существовал и существует ряд запретительных мер. Их изменение в 2020 г. представим в таблице.
Также напомним, что с 14.04.2020 в порядок оплаты труда руководителей постановлением № 223 [6] вносились изменения. Было скорректировано Положение № 597 и в новой редакции изложено Положение об условиях оплаты труда руководителей (их заместителей) государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь .
Какие изменения внесены постановлением № 698 в постановление № 597 ?
1. Расширен перечень оснований для неначисления и невыплаты премий, бонусов и вознаграждений (далее – премии) руководителям организаций (подп. 1.4 п. 1 постановления № 698 ). Теперь премии не начисляются и при наличии задолженности по выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
2. При определении коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом в заработной плате руководителя не учитываются указанные в п. 2 постановления № 597 выплаты.
В числе указанных к таким выплатам относятся единовременные вознаграждения за выполнение заказа на поставку (заготовку, сдачу) лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд и заказа на поставку (заготовку, сдачу) отходов бумаги и картона и отходов стекла для республиканских государственных нужд. Ранее такое единовременное вознаграждение не учитывалось в расчете коэффициента соотношения в размере не более 2 окладов включительно.
3. Из Положения № 597 исключен п. 14: выплата заработной платы руководителям производится не ранее ее выплаты работникам организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной работникам.
Рассмотрим эти изменения более подробно.
Какие пособия относятся к государственным пособиям семьям, воспитывающим детей?
Государственные пособия семьям, воспитывающим детей, определены в ст. 3 Закона № 7-З [7]:
1) пособия по материнству:
– пособие по беременности и родам;
– пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
2) семейные пособия:
– пособие в связи с рождением ребенка;
– пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
– пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет;
– на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых Законом № 7-З ;
– пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;
– пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
3) пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком:
– пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет);
– пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
– пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенкоминвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.
Следовательно, если в организации образовалась задолженность по выплате указанных пособий, то премии руководителю не начисляются.
Как определяется задолженность по выплате государственных пособий?
В общем случае пособия на детей, назначенные по месту работы получателя, выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы, в счет начисленных обязательных страховых взносов в ФСЗН. При этом ежемесячные пособия выплачиваются за текущий месяц (п. 9 ст. 21 Закона № 7-З ).
Порядок назначения и выплаты государственных пособий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (п. 10 ст. 21 Закона № 7-З ), а именно Положением № 569 [8].
Поскольку выплата пособий увязана со сроками выплаты заработной платы, уточним, что является задолженностью по выплате зарплаты в целях применения подп. 2.5 п. 2 постановления № 597 . Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минтруда и соцзащиты [9]. Задолженностью по выплате заработной платы является ее невыплата в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением, заключенными и принятыми в соответствии с законодательством, или трудовым договором. Полагаем, аналогично будет определяться и задолженность по невыплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей, поскольку их выплата привязана к сроку выплаты заработной платы.
Пример 1
Задолженность по выплате пособий по уходу за ребенком до 3 лет
Установленный срок выплаты заработной платы в организации – 10-е число месяца, следующего за месяцем начисления. Начисленные пособия по уходу за ребенком до 3 лет за декабрь в установленный срок не выплачены. Пособия выплачены в организации 11 декабря 2020 г.
Следовательно, задержка выплаты пособий на один день – это уже задолженность. Руководителю организации не начисляются и не выплачиваются все виды премий за месяц, в котором допущена задолженность по выплате пособий.
Пример 2
Начисление квартальной премии руководителю
В соответствии с условиями контракта руководителю начисляется квартальная премия за IV квартал 2020 г. в сумме 1 200 руб. В одном из месяцев IV квартала (декабре) имела место задолженность по выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Премия руководителю начислена в сумме 800 руб. (1 200 руб. / 3 × 2).
Начисление премии руководителю производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовала задолженность по выплате пособий (часть третья подп. 2.5 п. 2 постановления № 597 ). То есть за месяц, в котором такая задолженность была, премия не начисляется, а за два других – начисляется.
Напомним, как рассчитать коэффициент соотношения заработных плат
Максимальной величиной заработная плата работников законодательно не ограничена. Вместе с тем уровень зарплаты руководителя ограничивается коэффициентом соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты по организации в целом. Он не может превышать 8(подп. 2.1 п. 2 постановления № 597 ). Данная норма обязательна к исполнению для всех организаций независимо от формы собственности.
Фактическое значение коэффициента соотношения в организации определяют ежемесячно нарастающим итогом с начала отчетного года, т.е. заработная плата руководителю организации начисляется ежемесячно с учетом установленного ему коэффициента соотношения.
В случае превышения коэффициента 8 организация должна откорректировать начисляемые выплаты руководителю. Полагаем, в первую очередь это коснется суммы премии.
Напомним, что выплата руководителю вознаграждения по итогам работы за год производится после подведения итогов работы организации одновременно с выплатой указанного вознаграждения работникам организации по условиям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством.
Вознаграждение по итогам работы за год учитывается при расчете фактического значения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом ежемесячно в текущем году равными долями, начиная с месяца его фактической выплаты (подп. 6.5 п. 6 Положения № 597 ).
С 17.04.2020 в новой редакции действует подп. 6.6 п. 6 Положения № 597 (постановление № 223 ). Теперь установленный руководителю годовой бонус исчисляется пропорционально количеству выполненных прогнозных показателей. При этом при невыполнении более двух прогнозных показателей годовой бонус не выплачивается. Органом, заключившим контракт, могут устанавливаться дополнительные условия для выплаты годового бонуса и основания для его снижения (лишения), не предусмотренные законодательством в качестве обязательных, но не более трех в совокупности (подп. 6.6 п. 6 Положения № 597 ).
Важно! Постановлением № 698 в новой редакции изложен п. 3 постановления № 1794 [10].
Установлено, что организации независимо от формы собственности при наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды не могут повышать тарифные ставки (тарифные оклады) работников до полного погашения этой задолженности, за исключением организаций, которым в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь, областных, Минского городского Совета депутатов предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет, наложенным административным взысканиям и пеням при условии своевременной уплаты ими текущих платежей в бюджет.
Ранее действовало ограничение (запрет) на повышение субъектами хозяйствования всех форм собственности, имеющими задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, тарифной ставки (тарифного оклада), действующих размеров премий, надбавок и доплат в период до погашения задолженности.