Организация совершила сделку с взаимозависимым лицом.
1. Должна ли она сообщать о такой сделке налоговому органу?
Отдельная отчетность по трансфертному ценообразованию (ТЦО) не составляется.
В первую очередь организация обязана представить информацию о совершенной ею в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения вносятся в электронный счет-фактуру независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных.
Так как в вопросе не указано, какую именно сделку совершила организация и не является ли она крупным плательщиком, необходимо учитывать иные обязанности в оформлении и представлении документов по ТЦО.
Так, постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее – постановление № 2) утверждена следующая отчетность:
1) форма документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены (далее – документация по ТЦО).
Такая документация должна:
Документация по ТЦО не составляется по сделкам:
– совершенным на бирже, если цена сделки сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством. Исключение – сделки со взаимозависимыми лицами (в т.ч. сделки, приравненные к сделкам со взаимозависимыми лицами) и резидентами оффшорных зон;
– в отношении которых в соответствии с гл. 11 НК заключено соглашение о ценообразовании;
2) экономическое обоснование примененной цены (далее – экономическое обоснование).
Налоговый орган вправе истребовать у плательщика экономическое обоснование по анализируемым сделкам, за исключением сделок, по которым плательщик обязан представлять документацию.
Экономическое обоснование плательщик представляет по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок):
– на основании уведомления налогового органа, направленного в порядке, установленном частью первой п. 8 ст. 73 НК, или по запросу налогового органа, направленному в порядке, установленном частью первой п. 2 ст. 79 НК;
– по форме, содержащейся в приложении 24 к постановлению № 2.
Обоснование должно содержать информацию, предусмотренную подп. 4.1–4.4, 4.7, 4.10 и 4.11 п. 4 ст. 97 НК.
Помимо экономического обоснования или документации по ТЦО плательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия совершенной им сделки соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках.
Справочно: срок представления документации по ТЦО и экономического обоснования устанавливается в диапазоне от 2 до 10 рабочих дней.
2. Предусмотрена ли административная ответственность за непредставление экономического обоснования или документации по ТЦО?
Да, предусмотрена – ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, непредставление в установленный срок документов и иных сведений для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица (ИП), влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (БВ).
Представление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица (ИП), если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 БВ.
Организация для продвижения своей продукции зарегистрировала на территории иностранных государств несколько фирм.
1. Какие источники информации будет использовать налоговый орган при сопоставлении условий сделок между организацией и учрежденными ею фирмами?
Налоговые органы для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка последовательно используют:
• информацию о ценах и котировках, сложившихся по итогам биржевых торгов (аукционов, иных публичных торгов) на идентичные (при их отсутствии – однородные) товары, состоявшихся в Республике Беларусь или иностранных государствах. Например, обзор биржевого товарного рынка Белорусской универсальной товарной биржи (http://www.butb.by/), сведения о ценах и котировках иностранных бирж;
• информацию о ценах исходя из статистики внешней торговли Республики Беларусь или статистики взаимной торговли Республики Беларусь с государствами – членами ЕАЭС, опубликованной или предоставленной таможенным органом, органом государственной статистики (http://www.belstat.gov.by/, http://www.gtk.gov.by/ru/);
• информацию о ценах и (или) пределах колебания цен (показателях рентабельности), содержащуюся в официальных источниках информации государственных органов и иных государственных организаций, официальных источниках информации уполномоченных органов или организаций иностранных государств или международных организаций либо в иных общедоступных изданиях и (или) информационных системах. Например, информацию о совершенных сделках купли-продажи с объектами недвижимости, полученную на основании запросов, из Реестра цен (http://pr.nca.by/); результаты состоявшихся закупок за счет собственных средств, размещенные в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by/, раздел «Закупки», подраздел «Результаты закупок»);
• информацию о ценах на идентичные (при их отсутствии – однородные) товары (работы, услуги), имущественные права, предоставленную налоговым или таможенным органом иностранного государства;
• информацию о сделках, совершенных плательщиком с лицом, не являющимся взаимозависимым, или с нерезидентом оффшорной зоны;
• данные информационно-ценовых агентств, располагающих сведениями о ценах организаций и (или) их бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
• сведения о рыночной стоимости объектов оценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности, определенной на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии – однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде;
• информацию, полученную налоговым органом в рамках международных соглашений.
При отсутствии (недостаточности) информации используются:
• информация о рыночной стоимости идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученная от уполномоченных государственных органов (организаций) Республики Беларусь, при их отсутствии – от органов (организаций) иностранных государств, осуществляющих ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию;
• данные из бухгалтерской и (или) финансовой, государственной статистической отчетности организаций, в т.ч. такие сведения, опубликованные в общедоступных информационных системах, а также размещенные на официальных сайтах белорусских (при их отсутствии – иностранных) организаций в сети Интернет;
• информация, содержащаяся в иных информационных источниках о сопоставимых сделках.
2. Какая ответственность будет применена к организации, если налоговым органом будет доказано, что цены в анализируемых сделках не являются рыночными, вследствие чего недоплачен налог на прибыль?
В этом случае организация будет обязана доплатить налог на прибыль, а также уплатить:
– штраф в размере 40 % от суммы неуплаченного налога на прибыль, но не менее 10 базовых величин;
– пеню в размере ставки рефинансирования, установленной Нацбанком, от суммы неуплаченного налога.
За налоговые периоды 2019–2022 гг. пеня по доначислению налога на прибыль в результате контроля за ТЦО не начисляется при условии уплаты этой суммы налога на прибыль не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации с корректировкой.