Кто из аудиторов вправе оказывать услуги по независимой оценке
Декрет Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 2) предоставил возможность обращения ликвидируемого субъекта хозяйствования к аудитору за оказанием услуг по независимой оценке.
Порядок оказания аудиторами данных услуг определен в постановлении № 500.
Так, оказывать услуги по независимой оценке смогут заключившие договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности:
– аудиторские организации, имеющие в штате аудиторов со стажем работы не менее 3 лет;
– аудиторы – индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность не менее 3 лет.
Перечень таких аудиторов будет формироваться согласно представленной ими в Минфин информации и размещаться на его официальном сайте.
Оказание услуг по независимой оценке должно будет осуществляться на основании договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией либо аудитором – индивидуальным предпринимателем.
Предметом данного договора будет являться проверка:
а) правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы;
б) наличия (отсутствия) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами;
в) исполнения обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
г) факта привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Определены периоды, подлежащие проверке аудиторами
Вопросы правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, а также наличия (отсутствия) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами должны быть проверены за период, установленный законодательством для проведения проверки юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) налоговыми и таможенными органами.
Период проведения проверки субъектов хозяйствования при их ликвидации (прекращении деятельности) налоговыми и таможенными органами с учетом п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) определен в абз. 8 п. 1 ст. 711 «Начало выездной проверки» НК.
Справочно: налоговый орган в предписании на проведение выездной проверки |*| указывает проверяемый период. Для проверок, проводимых при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в части вопросов соблюдения налогового законодательства начало проверяемого периода определяют с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица) (если он не проверялся налоговыми органами с указанной даты), а в части иных вопросов в пределах компетенции налоговых органов проверяемый период ограничивается 3 календарными годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего календарного года (абз. 8 п. 1 ст. 711 НК).
* Информация о новых подходах налоговых органов к проведению проверок
Исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны быть проверены:
– за 3 календарных года, предшествующие году, в котором принято решение о ликвидации (прекращении деятельности);
– за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности), но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) до даты принятия им решения о ликвидации (прекращении деятельности).
Факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам устанавливается аудиторами за весь период деятельности индивидуального предпринимателя.
Что должно содержаться в аудиторском заключении и отчете
Метод проведения проверки ликвидируемого субъекта хозяйствования аудитор определяет самостоятельно.
Оказание аудитором услуг по независимой оценке является предметом специального аудиторского задания, по результатам выполнения которого будут составляться аудиторское заключение, форму которого установит Минфин, и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке.
Справочно: в заключении и отчете должна содержаться информация (сведения):
– о проверенном периоде;
– наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами;
– сделках юридического лица (индивидуального предпринимателя) с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, в случае совершения им таких сделок;
– привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
– фактах нарушения законодательства, актов законодательства, требования которых нарушены;
– должностях, фамилиях, инициалах руководителей, главных бухгалтеров и иных лиц, несущих ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;
– иных сведениях по каждому вопросу, подлежащему независимой оценке (при их наличии) по проверяемым в ходе независимой оценки вопросам.
Администрирование аудиторских проверок
Обратите внимание, что Декрет № 2 предоставил возможность обращения к аудитору за оказанием услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) в соответствии с частью первой подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации), т.е. при самоликвидации субъектов хозяйствования.
Таким образом, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности) и пожелавший обратиться к аудитору, должен это сделать до обращения в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности). При подаче заявления в регистрирующий орган субъект хозяйствования должен указать в нем сведения о заключении договора с аудитором |*|.
* Информация о том, что обязаны указать на своих сайтах аудиторские организации
Эту информацию регистрирующий орган будет направлять в налоговые, таможенные органы и Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах).
Аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) должны быть представлены ликвидируемым юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем):
– налоговому органу по месту постановки на учет;
– таможенному органу, в регионе деятельности которого находится юридическое лицо (проживает индивидуальный предприниматель);
– в Белгосстрах (его обособленному подразделению) по месту регистрации.
Эти документы необходимы для получения полной информации о ходе проверки (проверяемых вопросах, документах, периодах и т.п.), сверки с имеющимися в этих органах (организации) сведениями и представления в регистрирующий орган справок, сведений, указанных в п. 9 Положения о ликвидации.
Госорганы могут провести проверки и после получения аудиторского отчета
Постановление № 500 предусматривает перечень оснований, при которых налоговые, таможенные органы и Белгосстрах проводят проверку ликвидируемых субъектов после получения аудиторского заключения и отчета:
– у данных органов или Белгосстраха имеется информация, не соответствующая данным, содержащимся в аудиторском заключении и (или) отчете по результатам оказания услуг по независимой оценке, которая может оказать влияние на исполнение проверяемым юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– в аудиторском заключении и (или) отчете по результатам оказания услуг по независимой оценке указаны выявленные нарушения и в течение 30 рабочих дней со дня представления в установленном законодательством порядке в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) данные нарушения не устранены и не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при УСН, и (или) налоговые декларации (расчеты);
– в аудиторском заключении и (или) отчете по результатам оказания услуг по независимой оценке содержится информация о совершении проверяемым юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) сделок с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
– услуги по независимой оценке оказаны аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, не соответствующими требованиям, предусмотренным постановлением № 500.
Заключить договор оказания аудиторских услуг |*| вправе также те субъекты хозяйствования, которые приняли решение о ликвидации (прекращении деятельности) до вступления в силу Декрета № 2, но по которым в силу объективных причин налоговые, таможенные органы и Белгосстрах не представили соответствующие справки, сведения в регистрирующий орган.