Из письма в редакцию:
"Наша организация занимается экспортом товаров на территорию Дании. Для развития торговых отношений возникла необходимость проведения на территории этой страны маркетинговых исследований, для чего заключен договор оказания маркетинговых услуг с организацией – резидентом Дании. Согласно условиям договора сумма за оказание маркетинговых услуг составила 11 500 евро. Акт оказанных услуг подписан сторонами 8 апреля 2014 г.
Резидент Дании не имеет постоянного представительства на территории Республики Беларусь. Посредством факсимильной связи представлено подтверждение постоянного местонахождения организации-нерезидента в Дании для целей применения международного соглашения об устранении двойного налогообложения в отношении налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы).
В данной ситуации возникли следующие вопросы:
1. Облагают ли НДС вознаграждение, выплачиваемое резиденту Дании, с учетом того что маркетинговые услуги фактически оказаны на территории Дании?
2. Может ли организация осуществить оплату услуги резиденту Дании в полном объеме без удержания налога на доходы при наличии подтверждения, представленного посредством факсимильной связи?
Елена Васильевна, экономист"
Организация должна исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении маркетинговых услуг у нерезидента
При приобретении услуг у иностранной организации в первую очередь необходимо классифицировать приобретенные услуги и определить место их реализации. Объясняется это тем, что исчисление НДС зависит от места реализации услуг, определяемого в соответствии с нормами налогового законодательства.
Напомню, что объектами обложения НДС признают обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ (далее – иностранные организации), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные услуги (п. 1 ст. 92 НК).
Теперь установим место реализации для целей исчисления НДС.
Местом реализации услуг признают территорию Республики Беларусь, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
При этом положения подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК применяют в т.ч. и в отношении оказания маркетинговых услуг.
Справочно: для целей ст. 33 и гл. 12 НК, определяющих порядок исчисления НДС, маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Поскольку маркетинговые услуги приобретены резидентом РБ, то независимо от того, что фактически данные услуги оказаны на территории Дании, для целей исчисления НДС местом реализации этих услуг является территория Республики Беларусь. С учетом этого Ваша организация должна исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких услуг.
Перейдем к непосредственному исчислению налога.
Моментом фактической реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями признают день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг (п. 5 ст. 100 НК).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации при определении налоговой базы НДС нужно применить официальный курс Нацбанка, действующий на дату фактической оплаты услуг нерезиденту.
В налоговой декларации (расчете) по НДС налоговую базу и сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, следует отразить в стр. 13.
Такая норма предусмотрена подп. 10.9 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82).
Обратите внимание, что суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении услуг на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, принимают к вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении услуг (п. 14 ст. 107 НК).
Исчисление и уплату налога на доходы производят с учетом международного соглашения
Объектом обложения налогом на доходы являются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в частности доходы от оказания маркетинговых услуг (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 146 НК).
Налог на доходы исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации (п. 3 ст. 150 НК).
Вместе с тем если международными договорами, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и другими законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
В отношениях с резидентами Дании действует Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Дании об устранении двойного налогообложения доходов и имущества (заключено в г. Москве 21.10.1986; далее – Соглашение).
Доходы, извлекаемые в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут подлежать налогообложению в первом государстве, только если они извлекаются через постоянное представительство и только в той части, которая относится к деятельности этого постоянного представительства (п. 1 ст. 5 Соглашения).
При этом следующие виды деятельности не рассматривают как осуществляемые через постоянное представительство: осуществление рекламной деятельности, сбор и распространение информации, маркетинг или другая аналогичная деятельность (подп. "e" п. 5 ст. 5 Соглашения).
Для целей применения положений действующих для Республики Беларусь международных договоров по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (далее – подтверждение).
Подтверждение можно представить в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после уплаты. Подтверждение может быть представлено в виде электронного документа. В этом случае его направляют в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации (расчету), если налоговый агент представляет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы в электронном виде, либо к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа (ст. 151 НК).
Следовательно, представление подтверждения дает право на применение ст. 5 Соглашения.
Справочно: более подробно порядок освобождения от удержания и перечисления в бюджет налога на доходы у источника выплаты дохода, а также порядок возврата налога на доходы в случае представления подтверждения после уплаты налога на доходы регламентированы ст. 151 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением № 82.
На данном этапе необходимо обратить внимание, что в налоговый орган следует представить оригинал подтверждения. А вот подтверждение, полученное посредством факсимильной связи, не может быть применено для целей устранения двойного налогообложения.
При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы нужно удержать и перечислить в бюджет в установленном порядке (ст. 151 НК).
Дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяют как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа).
Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации, если иное не предусмотрено ст. 148 НК, признается наиболее ранняя из следующих дат:
1) дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией оказания услуг;
2) дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа) (п. 2 ст. 148 НК).
В изложенной ситуации акт оказанных услуг подписан 8 апреля 2014 г., оплата в пользу нерезидента не производилась. Следовательно, наиболее ранней из дат является дата подписания акта оказанных услуг – 8 апреля 2014 г.
Поскольку нерезидент не представил оригинал подтверждения постоянного местонахождения в Дании в целях применения Соглашения, то Ваша организация как налоговый агент должна удержать налог на доходы и уплатить его в бюджет в общеустановленном порядке.
Для этого нужно представить декларацию (расчет) по налогу на доходы за апрель 2014 г. не позднее 20 мая 2014 г. и уплатить в бюджет налог не позднее 22 мая 2014 г.
В случае представления подтверждения нерезидентом после уплаты налога на доходы его можно вернуть из бюджета в порядке и сроки, установленные ст. 151 НК.
Надеюсь, мои разъяснения помогли Вам.
Искренне Ваша, Ольга Павловна