5 (429). По условиям государственного контракта на выполнение строительных работ подрядчик не исполнил обязательства перед заказчиком в полном объеме в установленные сроки. Финансирование выполненных работ осуществлялось за счет средств бюджета. Районный исполнительный комитет вынес решение о необходимости продления сроков строительства объекта. За неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком по контракту в установленные сроки органами государственного казначейства с подрядчика взысканы в бесспорном порядке пеня и проценты за пользование бюджетными средствами при нарушении сроков выполнения строительных работ.
В данной ситуации возникли следующие вопросы.
5.1. Правомерно ли взыскание санкций в бесспорном порядке с подрядчика? Может ли принятие решения исполнительного органа района о продлении срока строительства служить основанием для изменения существенных условий контракта в части сроков выполнения работ?
Взыскание санкций правомерно.
Принятие решения исполнительного органа района о продлении срока строительства не может служить основанием для изменения существенных условий контракта, включая сроки выполнения работ.
Подписание актов выполненных работ и выполнение обязательств подрядчиком после срока, установленного условиями контракта, не освобождает его от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств.
Данный вывод основан на следующих нормах законодательства.
Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов.
В исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, может быть произведено по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики Республики Беларусь. Данный порядок не распространяется на объекты, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства (п. 17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).
При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства осуществляют по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.
Орган государственного казначейства взыскивает в бесспорном порядке санкции |*| на основании письменного обращения получателя бюджетных средств и приказа Главного управления Минфина по области и г. Минску (п. 39 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66).
* Информация о порядке отражения в учете уплаченных санкций доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Важно! Оспаривание оснований и размеров выставленных ко взысканию в бесспорном порядке сумм является предметом судебного разбирательства.
4.2. Каков порядок изменения сроков строительства объекта?
Процедура изменения сроков строительства |**| объекта включает в себя следующие этапы:
** Дополнительная информация о влиянии изменения сроков строительства объекта на исчисление налоговых платежей доступна для подписчиков электронного "ГБ"
1) заказчик не позднее чем за 3 месяца (для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, – не позднее чем за 1 месяц) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта должен обратиться в соответствующий орган с заявлением о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие сведения об объекте, информацию о заказчике, генеральном подрядчике, источниках финансирования, сметной стоимости строительства, проектной мощности объекта, сроках строительства, объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения, причинах переноса срока ввода объекта;
2) Минстройархитектуры совместно с Минэкономики, местные исполнительные и распорядительные органы в 20-дневный срок выдают разрешение на изменение сроков строительства (согласовывают) или отказывают в согласовании;
3) в случае получения отказа в согласовании переноса срока окончания строительства участники обязаны завершить строительство объекта в установленные договором сроки.
Ответственность юридических лиц, их обособленных подразделений, получивших за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнивших обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, установленные договорами, предусмотрена в виде уплаты покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пени с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.
Размер пени и порядок ее взыскания территориальными органами Минфина в бесспорном порядке определен п. 9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06 2000 № 359.
Минфину, его территориальным органам предоставлено право взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц, их обособленных подразделений пеню за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предварительно оплаченных за счет бюджетных средств, а также проценты за пользование денежными средствами, перечисленными во исполнение бюджетных обязательств, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате (подп. 1.10 и 1.12 п. 1 ст. 104 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).
5.3. Какие условия являются существенными условиями договора на выполнение работ по строительству объекта?
К существенным условиям такого договора относят:
– предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);
– указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;
– сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);
– договорную (контрактную) цену или способ ее определения;
– порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;
– порядок расчетов за выполненные строительные работы;
– источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;
– ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;
– обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора;
– форму обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.