В Республике Беларусь нет совсем уж серьезных проблем с водой, но не секрет, что качество питьевой воды во многих районах г. Минска, да и в других городах оставляет желать лучшего. Пить воду из крана, если и можно, то уж точно не нужно.
Наниматели обеспечивают за свой счет работников питьевой водой, но почему-то предпринимаются попытки рассматривать это как некие дополнительные блага работникам, которые нужно облагать обязательными платежами в ФСЗН.
Почему же столь очевидную и простую заботу нанимателя о здоровье своих работников пытаются рассматривать как некое дополнительное благо?
Нельзя не отметить, что предлагаемые подходы не находят и нормативного правового подтверждения. Белорусское законодательство четко и однозначно говорит о том, что обеспечение работников питьевой водой является не просто правом, а непосредственной обязанностью нанимателя.
Организация питьевого водоснабжения – обязанность нанимателя
Так, в соответствии со ст. 231 Трудового кодекса РБ наниматели оборудывают с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуют питьевое водоснабжение.
В п. 65 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70, в качестве требований к зданиям (помещениям) указано, что помещения обеспечиваются водой, соответствующей требованиям санитарных правил и норм 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы СанПиН 10-124 РБ 99", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РБ от 19.10.1999 № 46 "О введении в действие санитарных правил и норм". В документах установлено, что для пользования питьевой водой в цехах устраиваются фонтанчики и иные устройства, соединенные с централизованной системой питьевого водоснабжения. Если невозможно провести централизованно питьевую воду, то работающие на таких производственных участках обеспечиваются бутилированной питьевой водой.
Очевидно, что, если вода из централизованной системы не соответствует этим требованиям, наниматель вправе и обязан обеспечить работников питьевой водой иным образом.
Однако вывод о том, что соответствие водопроводной воды этим требованиям лишает нанимателя права приобретать воду иным образом, ничем не подтвержден. Любая вода, используемая нанимателем, является товаром, приобретаемым им на основании договора. Различаются только контрагенты, ее поставляющие, способ ее доставки и, возможно, цена.
Что касается последующего использования, то это не что иное, как предусмотренное законодательством питьевое водоснабжение работников, которое может быть реализовано любым образом: как путем централизованной системы водоснабжения, так и путем обеспечения работников бутилированной водой, а также двумя указанными способами вместе.
Очевидно, что именно наниматель решает, каким образом, в какой форме и объемах он будет обеспечивать работников водой. Законодательство не предусматривает ни порядка, ни норм обеспечения водой, ни ограничений по ее цене, оно вообще не предусматривает каких-то требований, кроме самой обязанности нанимателя организовать обеспечение работников питьевой водой.
Некоторые наниматели считают достаточным наличие водопроводной воды, другие вправе дополнительно к этому приобретать бутилированную воду. Такая необходимость может быть продиктована удаленностью точек водопровода от офиса, качеством воды, отсутствием возможности перемещать воду от точки в офис и т.д. В конце концов у самих работников нет желания набирать воду в уборной, что, согласимся, несколько негигиенично, а точки централизованного водопровода у нас, по давней архитектурной традиции, почему-то устраиваются именно там.
Страховые взносы от неизвестных величин рассчитать невозможно
Взимание страховых взносов |*| с выпитой неизвестно кем и неизвестно в каких объемах воды само по себе невозможно, так как невозможно исчислить взносы из неизвестных величин.
* Материал о том, в каких случаях начисляют страховые взносы на сумму материальной помощи, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
В разъяснениях обычно делается однозначный вывод, что страховые взносы платить нужно. Предлагается делить расходы на покупку воды на всех сотрудников. Но такой подход не только не согласуется с требованиями законодательства, но и прямо ему противоречит.
Ведь объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров РБ, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Как видим, взносы уплачиваются не с расходов нанимателя, а с выплат, начисленных конкретному гражданину, что должно подтверждаться документально.
Всегда ли возможен учет выплат в натуральной форме
Иногда можно встретить мнение, что наниматель обязан организовать учет выплат, в т.ч. выплат в натуральной форме |*|. Ведение посубъектного учета выпитой воды будет окончательной победой бюрократии в худшем ее проявлении над здравым смыслом.
* Порядок исчисления подоходного налога при осуществлении выплат в натуральной форме доступен для всех читателей GB.BY
Наниматель не обязан осуществлять выплаты сотрудникам, в данном случае выдавать воду каждому конкретному лицу, он может просто приобретать воду и предоставить доступ к ней любым лицам, в т.ч. своим сотрудникам. Это не запрещено законодательством и вполне допустимо. При этом нет обязанности вести учет, так как совершаемые нанимателем сделки попросту не предусматривают передачу благ конкретным лицам в конкретных объемах, что исключает саму возможность ведения учета.
У дохода есть определение
В налоговой сфере данные принципы нашли прямое закрепление в законодательстве. Так, в ст. 34 Налогового кодекса РБ (далее – НК) определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью НК или актами Президента.
Иными словами, доходом может быть только то, что можно посчитать. В общем-то это базовые принципы, и, несмотря на то что в законодательстве о социальном страховании они не закреплены, применяться они все равно должны, так как невозможно исчислить и уплатить взносы с выплат, которые сами не поддаются исчислению.
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на самое главное: обеспечение нормальных и здоровых условий труда и есть не что иное, как непосредственные меры, направленные на социальное обеспечение граждан. Хотелось бы надеяться, что страховые взносы на социальное обеспечение не будут взиматься вопреки самому социальному обеспечению и основным правам человека.