Классификация отходов продуктов питания
Испорченные, просроченные продукты питания признаются отходами. Это следует из определения термина "отходы", установленного ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З). Данный Закон также устанавливает определенные требования к лицам, у которых образовались отходы.
Справочно: отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
Так, торговым организациям необходимо:
1) определить наименование и код отходов.
Наименования и коды отходов используются при организации учета отходов и в документах об обращении с отходами;
2) отнести фактические отходы продуктов питания к соответствующим видам (отходы производства, вторичные материальные ресурсы, твердые, жидкие, опасные, неопасные и т.д.)*.
__________________________
* См. п. 1 ст. 15 Закона № 271-З.
Наименования и коды отходов установлены в Классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор).
В подгруппе В "Отходы продуктов питания" группы I "Отходы пищевых и вкусовых продуктов" блока I "Отходы растительного и животного происхождения" Классификатора указаны наименования отходов, относящиеся к отходам продуктов питания.
Наиболее часто торговые организации относят отходы продуктов питания к коду 1170400 "продукты питания испорченные, загрязненные или немаркированные" согласно Классификатору. Это отходы 4-го класса опасности. Фактически данные отходы являются продуктами питания в потребительской таре.
Важно! Учет и обращение транспортной тары в виде отходов производства должны вестись отдельно от учета и обращения отходов продуктов питания. Как правило, тара представлена упаковочным картоном и пленкой, которые кодируются по другим позициям Классификатора (например, отходы с кодами 1870604, 5712106).
Так как отходы продуктов питания образовались в результате экономической деятельности лица, то они будут относиться к виду "отходы производства". Следовательно, для обращения с ними лицу необходимо иметь Инструкцию по обращению с отходами производства. При захоронении отходов нужно получить специальное разрешение на хранение и захоронение отходов производства и т.д.
Комментарий эксперта
Распространенными ошибками многих торговых организаций являются:
1) отнесение отходов продуктов питания к одному из следующих кодов:
9120400 – "отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения" (неопасные);
9120900 – "отходы (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами" (неопасные).
У этих отходов иные источники образования – "жизнедеятельность работников" и "уборка объектов торговли";
2) выброс отходов продуктов питания в контейнер, предназначенный для сбора и хранения отходов с кодом 9120400 или 9120900.
Указанные ошибки рассматриваются как нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами. Они влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ) (ч. 2 ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Право собственности на отходы продуктов питания и сделки с ними
Законодательство различает производителей отходов и собственников отходов. Собственник отходов продуктов питания вправе решать юридическую судьбу отходов (заключать договоры на их отчуждение, захоронение или уничтожение). При вывозе отходов продуктов питания на захоронение именно собственник отходов обязан получить в территориальных органах Минприроды разрешение на хранение и захоронение отходов производства.
Справочно: производитель отходов – это в т.ч. юридическое лицо, экономическая деятельность и жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов.
Собственник отходов – юридическое лицо, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства.
Собственник отходов продуктов питания будет определяться исходя из следующего:
– чьи действия привели к образованию отходов продуктов питания?
– кто являлся собственником (годных) продуктов питания и какие распоряжения даны в части отходов собственником продуктов питания?
Если торговая организация самостоятельно признает продукты питания, находящиеся у нее в торговом объекте, отходами, то она приобретает право собственности на них, если иное не предусмотрено собственником годных продуктов питания в договоре о реализации (поставки и т.д.) продуктов питания (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З).
Достаточно часто торговая организация передает продукты с истекающим сроком годности своему поставщику (собственнику продуктов питания), который уже самостоятельно признает продукты питания отходами. В этом случае в торговой организации не образуются отходы продуктов питания и она не будет являться субъектом отношений в области обращения с отходами.
Важно! Образовавшиеся отходы подлежат передаче на использование, обезвреживание или захоронение, а отдельные отходы передаются на долговременное хранение. Иные действия с отходами Закон № 271-З не предусматривает.
Отходы продуктов питания являются имуществом. Их можно передать в собственность заинтересованному лицу, но только с целью последующего использования или захоронения. Цель передачи отходов в собственность заинтересованному лицу в обязательном порядке указывается в договоре. Кроме этого, в договоре надо указать наименование и код отходов продуктов питания согласно Классификатору, чтобы исключить разночтение в том, что имуществом по сделке являются именно отходы, а не продукты питания. Лицо, заинтересованное в приеме отходов продуктов питания в собственность, должно:
– или использовать эти отходы (т.е. иметь в пользовании объект по использованию отходов продуктов питания);
– или иметь возможность передать отходы на использование третьим лицам (т.е. иметь договор с владельцем объекта по использованию отходов);
– или иметь возможность передавать отходы на захоронение (т.е. иметь договор с владельцем объекта захоронения отходов и разрешение на хранение и захоронение отходов производства в части отходов продуктов питания).
Собственник отходов продуктов питания должен убедиться в добросовестности лица, заинтересованного в приеме отходов в собственность.
Нарушение указанных требований при заключении сделок об отчуждении отходов продуктов питания рассматривается как природоохранное нарушение и влечет ответственность по ч. 2 ст. 15.63 КоАП, в т.ч. собственника отчуждаемых отходов продуктов питания.
Как правило, сделки на передачу в собственность отходов продуктов питания влекут оплату со стороны лица, передающего указанные отходы в собственность.
Три правила, которые надо знать торговым организациям
Торговым организациям следует запомнить 3 правила, которые помогут им не нарушать законодательство об обращении с отходами:
1) договоры на оказание услуг по захоронению отходов продуктов питания, заключенные собственником отходов продуктов питания с владельцем объекта захоронения отходов, не являются договорами отчуждения отходов;
2) ни один из отходов продуктов питания, включенных в подгруппу В "Отходы продуктов питания" Классификатора, не указан в постановлении Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391 "Об утвержденииперечня опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации".
Следовательно, сделки об отчуждении отходов продуктов питания не подлежат специальной регистрации в территориальных органах Минприроды;
3) отказ от права собственности на отходы продуктов питания не может быть произведен без нарушения требований законодательства об обращении с отходами, поэтому он не допускается.
Комментарий эксперта
В Республике Беларусь сложилась практика, когда торговые организации передают отходы продуктов питания на скармливание скоту, заключив соответствующий договор. Это неправильно. Согласно определению понятия "использование отходов" скармливание скоту отходов продуктов питания будет рассматриваться как использование отходов. Следовательно, оно регламентируется ст. 28 Закона № 271-З: отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Поэтому скармливание скоту отходов продуктов питания должно допускаться (разрешаться) соответствующим техническим нормативным правовым актом.
Зарывание в землю, сброс в водные объекты, сброс в лесной фонд отходов продуктов питания также запрещается и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 15.63 КоАП. В этом случае возможно возмещение причинения вреда окружающей среде, возникшего в результате таких противоправных действий.