Объекты и плательщики утилизационного сбора
В настоящее время утилизационный сбор взимается в отношении транспортных средств, виды и категории которых указаны в приложении к Указу № 64:
– в размере, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2014 № 172;
– однократно за каждое транспортное средство:
• произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд, если иное не установлено в части второй подп. 1.2 п. 1 Указа № 64.
Справочно: в части второй подп. 1.2 п. 1 Указа № 64 определены транспортные средства, которые не признаются объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь. Указ № 402 изложил ее в новой редакции (см. далее);
• ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010;
• ввозимое (ввезенное) и помещаемое (помещенное) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
• ввезенное с территорий государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил транспортному средству идентификационный номер (VIN). Исключение – транспортное средство, отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо в связи с отчуждением транспортного средства за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь |*|.
* Информация о том, какие налоги и сборы уплачиваются при ввозе автомобиля из Литвы или России
Под достройкой понимается достройка шасси в целях получения завершенного изготовлением транспортного средства для его эксплуатации.
Полномочия по взиманию утилизационного сбора возложены:
1) на таможенные органы – в отношении автотранспорта, ввозимого:
– из-за пределов ЕАЭС и помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Плательщиком утилизационного сбора является организация или индивидуальный предприниматель – декларант данной таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в отношении транспортного средства;
– с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащих государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь.
Плательщиком утилизационного сбора является лицо, ввезшее в Республику Беларусь с территорий государств – членов ЕАЭС транспортное средство;
2) налоговые органы – в отношении транспортных средств, произведенных (изготовленных) на территории Республики Беларусь и отчуждаемых либо используемых производителем (изготовителем) для собственных нужд, а также транспортных средств, достроенных на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, которым присвоен идентификационный номер (VIN) в Республике Беларусь |*|.
* Вопрос о том, надо ли организации при аренде автомобиля у нерезидента уплачивать утилизационный сбор
Что меняется в порядке применения утилизационного сбора?
1. Указ № 402 определил транспортные средства, которые не будут признаваться объектом обложения утилизационным сбором.
С 10 января 2019 г. к транспортным средствам, которые не признаются объектом обложения утилизационным сбором, будут отнесены:
– произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
– переоборудованные на территории Республики Беларусь на базе транспортных средств, ранее зарегистрированных в Республике Беларусь;
– переоборудованные на территории Республики Беларусь на базе транспортных средств, ранее ввезенных на территорию Республики Беларусь, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в соответствии с Указом № 64;
– достроенные на территории Республики Беларусь лицами, которые произвели (изготовили) транспортное средство на территории Республики Беларусь и осуществили его отчуждение либо используют это транспортное средство для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор уплачен в соответствии с абз. 4 или абз. 5 части первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 64.
Справочно: до 10 января 2019 г. не признается объектом обложения утилизационным сбором транспортное средство:
– произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь, а также транспортное средство, переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
– ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и обращенное в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 Указа № 64).
Помимо этого, изменена редакция подстрочного примечания <**>, которое содержит определение «переоборудования» (см. таблицу):
Действие измененной редакции определения распространяется на отношения, возникшие с 4 февраля 2016 г. – момента вступления в силу действующей редакции Указа № 64, которой было введено определение «переоборудование».
2. Расширен перечень транспортных средств, освобождаемых от утилизационного сбора.
К освобождаемым от уплаты утилизационного сбора транспортным средствам, упомянутым в действующей редакции подп. 1.6 п. 1 Указе № 64, также будут относиться транспортные средства:
– ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
– ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством;
– ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
– предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в соответствии с Указом № 64;
– задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством |*|.
* Информация о том, что плательщики УСН также являются плательщиками утилизационного сбора
3. Расширился перечень транспортных средств, в отношении которых надо уплачивать утилизационный сбор.
Действующее в настоящее время приложение «Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор» к Указу № 64 содержит 24 пункта.
Указ № 402:
– дополнил п. 24 приложения новой позицией «Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории, с даты выпуска которых прошло свыше 3 лет».
Важно! Требование об уплате утилизационного сбора не распространяется на новые (с даты выпуска которых прошло до 3 лет) прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории;
– включил в приложение новые пп. 25 и 26: «Прицепы полной массой свыше 10 тонн» и «Полуприцепы полной массой свыше 10 тонн» соответственно.