Изменилась структура Положения № 924/16
Новая редакция Положения № 924/16 дополнилась главами, предусматривающими особенности использования видов кассового оборудования: кассового суммирующего аппарата, в т.ч. совмещенного с таксометром, специальных компьютерных систем (далее – СКС), билетопечатающей машины, программной кассы (рассмотрим некоторые из них ниже).
В каждой новой главе Положения № 924/16 с учетом специфики вида кассового оборудования |*| определяются обязательные требования по его использованию, а также случаи, когда не допускается использовать такое кассовое оборудование.
* Практика ведения кассовых операций в розничной торговле, использующей кассовое оборудование
Так, ограничения в части использования программных касс указаны в п. 25 новой гл. 3 «Особенности использования программных касс» Положения № 924/16 (об особенностях использования таких касс читайте в предыдущем комментарии. – Прим. ред.).
Например, нельзя использовать программные кассы, которые:
– предоставлены юридическим лицом, не являющимся оператором программной кассовой системы;
– используются в режиме, не обеспечивающем полноту и целостность передачи информации в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Запрет распространяется и на случай, когда оператор программной кассовой системы использует при продаже товаров (работ, услуг) программную кассу, входящую в состав его программной кассовой системы (этот запрет вводится с целью исключения возможности корректировки оператором денежных оборотов при осуществлении им кассовых операций).
СКС не будут подключаться к СККО
Особенности использования СКС предусмотрены в новой гл. 4 Положения № 924/16, которая:
1) предусматривает случаи использования СКС.
Это случаи, определенные актами Президента Республики Беларусь, и случаи приема денежных средств:
– при проведении электронных интерактивных игр организаторами электронных интерактивных игр;
– оказании услуг электросвязи государственными организациями, подчиненными Минсвязи Республики Беларусь;
– оказании услуг организациями автомобильного транспорта при продаже билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
– оказании услуг воздушного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузов, а также при продаже товаров и (или) оказании иных услуг, если стоимость таких товаров и (или) услуг включена в стоимость проездного документа (билета), а также при оказании услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов воздушным транспортом;
– оказании услуг железнодорожного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа поездами (в т.ч. в прямом смешанном сообщении), а также связанными с такими перевозками продажей товаров и (или) оказанием иных услуг, если стоимость таких товаров и (или) услуг включена в стоимость проездного документа (билета) или непосредственно связана с процедурой его оформления.
СКС, применяемые в перечисленных случаях, не будут подключаться к СККО.
Данные СКС уже прошли все испытания и экспертизы на соответствие установленным требованиям и включены в Государственный реестр;
2) устанавливает обязательные требования к СКС в части:
– приема наличных денег;
– формирования платежных документов;
– регистрации и накопления информации о выполненных кассовых операциях;
– хранения информации о выполненных кассовых операциях;
– целостности и сохранности информации при ее передаче, приеме, обработке, учете и хранении;
3) предусматривает исключения для СКС, используемой ГО «Белорусская железная дорога» (далее – БЖД), по наличию обязательной информации, отображаемой в платежном документе (проездном документе (билете) и суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемых СКС).
Исключения обусловлены наличием установленного образца проездных документов и квитанций, оформляемых на бланках АСУ «Экспресс» в соответствии с положениями «Технологического процесса эксплуатации межгосударственной АСУ «Экспресс» государств – участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики»;
4) случаи, когда использование СКС не допускается.
Это случаи, когда СКС используются в сферах, не определенных Положением № 924/16 (см. выше п. 1 этого раздела и ниже «Справочно»).
Справочно: в сфере игорного бизнеса наличные денежные средства должны приниматься от участников азартных игр с использованием специальной компьютерной кассовой системы (п. 3 Положения № 924/16) |*|.
Через 6 месяцев почти все СКС будут исключены из Государственного реестра и иных документов
Для реализации норм новой гл. 4 Положения № 924/16 СКС, используемые для приема денежных средств при оказании услуг (осуществлении деятельности), определенных в Положении, будут исключены:
– из Государственного реестра;
– Положения о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738;
– иных нормативных актов, регулирующих в настоящее время вопросы функционирования СКС при приеме денежных средств при продаже товаров (работ, услуг).
Исключение предусмотрено для СКС, которые используются или будут использоваться по решению Главы государства (например, в сфере игорного бизнеса или организаторами электронных интерактивных игр при проведении электронных интерактивных игр). Такие СКС будут включаться в Государственный реестр в особом порядке, а не в рамках административной процедуры, осуществляемой в настоящее время Госстандартом.
Справочно: особый порядок включения в Государственный реестр в настоящее время предусмотрен для СКС, используемых при проведении электронных интерактивных игр.
Порядок включения в Государственный реестр определен:
– Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2008 № 201 «Об электронных интерактивных играх»;
– постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.06.2008 № 832 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. № 6 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. № 2».
У организаций появится новая обязанность
Организации должны в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженной в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с суммой денежных средств, отраженной в СККО за этот рабочий день (смену), не позднее следующего рабочего дня уведомить об этом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Цель введения этой обязанности:
1) выявить на раннем этапе возможные проблемы в функционировании:
– кассового оборудования, подключенного к СККО;
– каналов связи между данным оборудованием и системой;
2) по результатам соответствующего разбирательства оперативно устранять выявленные проблемы.
Конкретизированы некоторые нормы Положения № 924/16
Действующая редакция Положения № 924/16 содержит норму, обязывающую организации заполнять книгу кассира ежедневно. Поскольку в этой норме отсутствуют исключения, получается, что книгу кассира надо заполнять и в тех случаях, когда кассовое оборудование организация не использует (например, в случаях, когда в течение дня в магазине или туристической фирме не было ни одного покупателя или клиента).
Новая редакция Положения № 924/16 учла этот пробел. С 7 июля организации вправе заполнять книгу кассира только в дни использования кассового аппарата.
Пример. Заполнение книги кассира по новым правилам
Крупный магазин имеет 6 расчетных кассовых узлов (РКУ).
В отпускную кампанию (в августе 2018 г.) из 6 РКУ работает только 4 РКУ.
В этом случае книга кассира должна заполняться только по 4 рабочим РКУ.
Кроме того, перечень ограничений по использованию кассового аппарата дополнился новыми позициями.
Так, с 7 июля организации не вправе использовать кассовый аппарат, если:
– в его месте установки отсутствует книга кассира |*|, наличие которой обязательно;
– нарушен установленный порядок заполнения книги кассира (п. 17 новой редакции Положения № 924/16).
* Четыре практические ситуации по заполнению книги кассира в рознице
Данные ограничения введены в целях обеспечения надлежащего контроля за наличным денежным оборотом (выручкой) организации в месте осуществления расчетов с покупателями (потребителями).
Кроме того, уточнено возможное отклонение даты и времени оплаты товара (работы, услуги), указываемое на чеке, от астрономического времени: оно не должно превышать 3 мин (сейчас более чем на 5 мин).
Внесенные новации позволят должностным лицам контролирующих органов при проведении внеплановых проверок, в т.ч. с использованием метода контрольной закупки:
– установить фактическую сумму наличных денежных средств, которая должна находиться в ящике для денег кассового аппарата на момент проведения проверки;
– получить иные необходимые при проведении проверки сведения (например, был ли включен кассовый аппарат и соответственно использовался ли он до начала проведения проверки в этот рабочий день при проведении расчетов покупателями (потребителями)).