В настоящее время высокие темпы развития информационных, компьютерных и сетевых технологий создают условия для трансформации базовых принципов работы финансовых систем, рынков и финансовых инструментов во многих странах.
Значительные изменения в схемы и механизмы инвестиционного поведения привносит формирование и развитие таких новых явлений и сущностей, как «крипто-валюты», «криптобиржи», «ICO (АйСиОу)» и «токены».
Министерство финансов Республики Беларусь, осознавая важность, объективность и, по сути, экстерриториальность данных процессов, а также сопровождающих их весьма заметных инвестиционных рисков, на постоянной основе осуществля-ет необходимый мониторинг и анализ финансово-технологических трендов.
На текущем этапе развития указанных явлений с учетом вовлеченности в данные процессы белорусского финансового рынка и заинтересованных внутренних инвесторов Министерство финансов Республики Беларусь считает целесообразным сделать следующее заявление.
1. Криптовалюта представляет собой разновидность цифровой валюты, создание, контроль и учет которой децентрализован, базируется на криптографических цифровых методах. Наиболее известными видами криптовалют являются Bitcoin (биткойн) и Ethereum (эфириум).
Ни одно государство мира не участвует в выпуске и гарантировании стоимости криптовалют. Эмиссия криптовалют и администрирование вопросов, связанных с их обращением, являются бизнес-проектом ряда коммерческих информационно-технологических компаний.
Правовой статус криптовалют значительно различается в разных странах либо совершенно не установлен. В ряде стран операции с криптовалютами разрешены, они используются в качестве средства обмена, средства сохранения стоимости, альтернативной расчетной денежной единицы, платежного средства при оказании услуг, купле-продаже товаров либо регулируются в рамках национального законодательства отдельно взятой страны в качестве иностранной валюты.
В других странах криптовалюты и операции с ними запрещены либо существенно ограничены государством как негарантированные, ничем не обеспеченные экстерриториальные и децентрализованные информационно-электронные сущности, обладающие в силу этих обстоятельств огромными инвестиционными рисками для субъектов финансового рынка.
В силу того что эмиссия, обращение, операции (платежи) с криптовалютами дематериализованы, децентрализованы и осуществляются в распределенных компьютерных сетях, созданных информационно-технологическими компаниями, они несут в себе также значительные инфраструктурные и технологические риски для владельцев (инвесторов) криптовалют.
Рынки криптовалют, локализованные в мировых информационно-компьютерных сетях, обладают на сегодня всеми чертами «финансового пузыря». Процедуры и условия формирования стоимости крипто-валют носят исключительно спекулятивный характер. Инвесторы покупают криптовалюты – финансовый актив без какого-либо обеспечения – в расчете на дальнейшее увеличение его стоимости.
В условиях высоких темпов научно-технического прогресса для государства важно осознание факта существования цифровых валют. Однако ценность крипто-валют в том смысле, как это понимается в отношении традиционных денег, в настоящее время сомнительна. Министерство финансов Республики Беларусь также считает, что криптовалюты не являются и не могут быть признаны ценными бумагами. На сегодняшнем этапе криптовалюты и инвестиции в них не могут быть признаны надежными и законными.
2. Криптобиржи. Взаимный обмен криптовалют различных видов, а также обмен криптовалюты на обычные деньги может в том числе осуществляться с использованием какой-либо из многочисленных площадок обмена цифровых валют, которые обычно представляют собой исключительно онлайн-сервисы, локализованные в сети Интернет.
Указанный термин не является устоявшимся, наряду с ним употребляются определения «биржа цифровых валют», «организатор торгов цифровыми валютами», «торговый сервис», «электронная площадка обмена».
Обращаем особое внимание, что ни одна из существующих криптобирж не имеет официальной биржевой регистрации и лицензии ни в одной из стран, включая Республику Беларусь. Сделки с криптовалютами, совершаемые на криптобиржах, не попадают под действие биржевого законодательства какой-либо страны. Большинство криптобирж работают вне юрисдикции западных стран, избегая надзора со стороны финансовых и правоохранительных органов. Некоторые криптобиржи являются дочерними компаниями фирм-разработчиков криптовалют.
В силу указанных обстоятельств Министерство финансов Республики Беларусь считает, что операции на криптобиржах несут существенные правовые, технологические и рыночные риски. Граждане и субъекты хозяйствования Республики Беларусь должны избегать операций на криптобиржах.
3. ICO и токены. ICO (Initial coin offering – первичное предложение монет) – это особый вид сбора средств какой-либо компанией с использованием криптовалют.
ICO может рассматриваться как одна из форм и результат развития технологии краудфандинга («финансирование толпой») – способа коллективного финансирования, основанного на добровольных денежных взносах.
ICO реализуется в виде эмиссии компанией, нуждающейся в средствах для какого-либо проекта, своей внутренней криптовалюты и распределения (продажи) данной внутренней криптовалюты проекта заинтересованным лицам. Единицы продаваемой внутренней криптовалюты проекта в ходе ICO называются токенами.
Токены в ходе ICO, как правило, продаются за наиболее распространенные крипто-валюты – биткойны или эфириумы. Главная задача инициатора ICO – продать как можно большее количество токенов. Продажи токенов ведутся либо через интернет-платформу компании-инициатора ICO, либо на криптобиржах.
В соответствии с формирующейся практикой токен может предоставлять своему держателю различные права и функции: права на получение выгод, в том числе финансовых, в будущем в случае успешной реализации проекта, под который были собраны средства в ходе ICO; права на доступ к услугам, товарам или выполнение определенных функций в ICO компании или ее проекте; имущественные права на определенные активы в компании.
Инициатором ICO может выступать любое юридическое или физическое лицо. Экспертиза и аудит компании, ее ICO-проекта, какие-либо проверки и оценки не проводятся, гарантии на инвестиции в токены не предоставляются. При ICO отсутствует государственное регулирование и законодательная защита инвестиций, характерные для традиционных публичных финансовых и инвестиционных видов деятельности. Факты свидетельствуют, что подавляющее большинство компаний, привлекших финансирование с помощью ICO, не используют их для заявленных целей. Токены многих проектов не имеют реальной ценности. У ICO отсутствует законодательная база.
Рынки токенов, формы и способы формирования стоимости токенов позволяют констатировать, что данные «финансовые инструменты», сегодня имеют исключительно спекулятивную природу, направленную на формирования финансовых «пузырей» и «пирамид».
Министерство финансов Республики Беларусь предостерегает граждан и субъектов хозяйствования Республики Беларусь от инвестирования в ICO-проекты в силу наличия пяти основных рисков, имеющих чрезмерный уровень в данной области:
– отсутствие регулирования и, как следствие, отсутствие защиты потребителей и инвесторов – нет гарантий, что токен действительно дает владельцу какие-либо заявленные права;
– отсутствие рыночной оценки, аудита и экспертизы – эмитент токенов не обязан и не привлекает к оценке проекта или токена какую-либо независимую сторону;
– отсутствие гарантированного вторичного рынка токенов – инфраструктурные проблемы, характерные для криптовалют в целом, отсутствие обязанности со стороны эмитента токена на его выкуп;
– отсутствие требований к обязательному раскрытию информации при эмиссии токенов и проведении ICO, отсутствие гарантий предоставления такой информации всем инвесторам в одно и то же время;
– риск инвестиционного мошенничества.
Министерство финансов Республики Беларусь считает необходимым заявить о том, что ICO по своей природе является нерегулируемым и незаконным способом краудфандинговой деятельности, которая осуществляется посредством криптовалют. Токены, участвующие в ICO, не выпускаются каким-либо легальным финансовым институтом и поэтому не обязательны к исполнению и лишены законной силы.
Интернет-портал Минфина Республики Беларусь