Для чего создан Реестр?
Можно выделить 2 основные цели:
1) если в отношении одного и того же объекта будет заключено несколько договоров залога, то с помощью Реестра (по дате внесения информации в Реестр) можно будет определить, требования какого из залогодержателей будут удовлетворяться в первую очередь;
2) Реестр позволит проверять объекты движимого имущества на предмет того, находятся они в залоге или нет. Это целесообразно делать, например, перед покупкой движимого имущества, так как недобросовестные продавцы могут скрыть информацию о наличии залога. К сожалению, такая проверка не будет полностью достоверной, так как внесение информации в Реестр – это право, а не обязанность залогодержателей.
Внимание! Невнесение информации о залоге в Реестр не будет означать ни недействительность договора залога, ни его незаключенность (в отличие от обязательной государственной регистрации договоров залога недвижимого имущества). Внесение информации в Реестр – право, а не обязанность залогодержателя. Однако для того, чтобы не снизить эффективность залога как способа обеспечения исполнения обязательств, информацию в Реестр залогодержателям следует вносить.
Кто вносит информацию в Реестр?
В Реестр включается информация обо всех действующих правах залога движимого имущества, которые возникли как до, так и после 1 сентября 2016 г. Залогодержатели вносят информацию в Реестр после возникновения права залога.
Для прав залога, возникших до 1 сентября 2016 г., установлен специальный порядок внесения информации в Реестр: она должна быть внесена в Реестр до 1 марта 2017 г. Если информация будет внесена в указанный срок, то приоритет этих залогодержателей будет определяться по дате заключения договора о залоге либо возникновения иного обстоятельства, с которым законодательство либо договор связывает возникновение залога. При невнесении информации в Реестр до 1 марта 2017 г. приоритет указанных залогодержателей будет определяться по общему правилу – по дате внесения информации в Реестр.
Как внести информацию в Реестр?
Предусмотрено 2 основных способа внесения информации в Реестр:
1) бесплатно самостоятельно на сайте https://www.reestr-zalogov.by/;
2) за плату (10,50 руб. – для юридического лица), через посредника – у нотариуса или в НИРУП «ИППС».
Наиболее простой и оперативный способ внесения информации в Реестр – с помощью сайта. На нем размещены все инструкции по порядку внесения информации в Реестр.
От залогодержателя потребуется:
1) однократно создать личный кабинет пользователя (https://www.reestr-zalogov.by/Account/Register);
2) после создания такого кабинета, используя созданную учетную запись, вносить информацию в Реестр о правах залога по мере их возникновения.
Как получить информацию из Реестра?
Информация из Реестра по общему правилу для физических и юридических лиц представляется на возмездной основе путем отображения на сайте или на бумажном носителе.
Стоимость таких услуг дифференцирована и представляется на следующих условиях (см. таблицу):
Справочно: информацию о правах залога недвижимого имущества, а также иную информацию в отношении объектов недвижимого имущества (о собственнике, иных обременениях недвижимого имущества) можно получить с помощью web-ресурса gzk.nca.by (дистанционный доступ к регистру недвижимости). Стоимость услуги для коммерческих организаций, некоммерческих организаций, финансирование услуги для которых не осуществляется из республиканского или местных бюджетов, – 45 руб. в месяц.