Допустимые случаи изменения неизменной (контрактной) цены по договору строительного подряда
Напомним, что изменения и дополнения в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553), были внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2014 № 1061 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов" |*| (далее – постановление № 1061). Основным принципиальным изменением, внесенным постановлением № 1061, стала норма о том, что согласно подп. 1.1 п. 1 постановления № 1061 с 1 января 2015 г. порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, предусмотренный Положением № 1553, стал обязательным для применения заказчиками и подрядчиками при строительстве объектов независимо от источников финансирования строительства объектов.
* Информация по совершенствованию порядка формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов доступна для подписчиков электронного "ГБ"
До 1 января 2015 г. порядок формирования договорной неизменной (контрактной) цены, предусмотренный Положением № 1553, являлся обязательным только для тех объектов, финансирование строительства которых осуществлялось с привлечением средств бюджета, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и облисполкомов и Мингорисполкома, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.
По договорам строительного подряда, заключаемым с 1 января 2015 г., неизменная договорная (контрактная) цена может быть изменена (п. 10 Положения № 1553):
1) при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой – в случаях изменения:
– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
– налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком;
2) в иных случаях, не указанных выше, – при изменении:
– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
– налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
– стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (если это предусмотрено договором строительного подряда);
– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
– индексов цен в строительстве по данным Белстата за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным индексом, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;
– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
Применение Положения № 1553 при выделении средств из инновационного фонда
Порядок применения Положения № 1553 в случае выделения средств из инновационного фонда рассмотрим на следующей ситуации.
Ситуация. Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами
Организации были выделены средства из инновационного фонда Мингорисполкома для частичного финансирования работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры, которые являются одними из видов строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиком. Договор строительного подряда заключен после 1 января 2015 г.
Доля выделенного финансирования из инновационного фонда составляет менее 0,1 % от общей стоимости работ по договору строительного подряда.
В договоре строительного подряда была предусмотрена возможность корректировки неизменной цены при изменении стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда), что возможно при строительстве объектов без привлечения бюджетных либо приравненных к ним источников финансирования.
С учетом вышеизложенной информации рассмотрим следующие вопросы:
1. Зависит ли порядок применения п. 10 Положения № 1553 от доли финансирования строительства объекта за счет бюджетных либо приравненных к ним средств?
2. Необходимо ли в случае выделения организации средств из инновационного фонда Мингорисполкома вносить изменения в договор строительного подряда и исключать из него норму, предусматривающую возможность корректировки неизменной цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене?
С 1 января 2013 г. в составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов – местные инновационные фонды. Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 "О порядке и использовании средств инновационных фондов").
В рассматриваемой ситуации участникам по договору строительного подряда следует руководствоваться п. 10 Положения № 1553, устанавливающим перечень случаев корректировки цены, когда финансирование строительства объекта осуществляется за счет бюджетных и приравненных к ним источников финансирования (в данном случае – средств государственного целевого бюджетного фонда).
Положением № 1553 либо иными нормативными правовыми актами порядок корректировки неизменной цены по договору строительного подряда не ставится в зависимость от минимального процента финансирования строительства объекта за счет средств государственных целевых бюджетных фондов.
Таким образом, в указанной ситуации организация должна руководствоваться перечнем случаев корректировки неизменной цены по договору строительного подряда, установленных для строительства объектов с привлечением бюджетных либо приравненных к ним источников финансирования, которые с 1 января 2015 г. не предусматривают возможность корректировки неизменной цены при изменении стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене.
Положением № 1553 либо иными нормативными правовыми актами порядок корректировки неизменной цены по договору строительного подряда также не ставится в зависимость от того, на каком этапе были выделены средства государственного целевого бюджетного фонда: до заключения договора строительного подряда либо уже в процессе его исполнения.
Важно! В рассматриваемой ситуации стороны должны внести соответствующие изменения в договор строительного подряда и исключить из него норму, предусматривающую возможность корректировки неизменной цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене.
Изменение цены материалов по договорам подряда с 1 января 2015 г.
Как было отмечено выше, одним из случаев корректировки цены является возможность изменения ранее согласованной договорной неизменной (контрактной) цены при изменении стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (если это предусмотрено договором строительного подряда), который применяется при строительстве объектов без привлечения бюджетных либо приравненных к ним источников финансирования.
Вправе ли организация-заказчик и подрядная организация при строительстве объекта, финансирование которого осуществляется без привлечения бюджетных либо приравненных к ним источников финансирования, включить в договор строительного подряда норму, согласно которой в случае увеличения стоимости материалов, изделий и конструкций по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене при заключении договора строительного подряда, цена не корректируется (не увеличивается), а в случае уменьшения стоимости материалов, изделий и конструкций по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене при заключении договора строительного подряда, цена корректируется (уменьшается) с учетом фактической стоимости использованных материалов?
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК). Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (ст. 392) (п. 3 ст. 391 ГК). В случаях, когда условия договора предусмотрены нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного в ней, если это не противоречит закону.
Следует отметить, что при буквальном толковании норм п. 10 Положения № 1553 стороны могут предусмотреть сам факт того, что неизменная цена может корректироваться в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (если это предусмотрено договором строительного подряда).
При этом Положение № 1553, равно как и иные нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время взаимоотношения заказчика и подрядчика в рамках договора строительного подряда, не содержат прямой нормы о том, что стороны помимо самого факта возможности корректировки могут установить порядок "односторонней" корректировки цены, т.е. только возможность ее уменьшения при уменьшении стоимости строительных материалов, изделий и конструкций по сравнению с учтенной в неизменной цене.
На основании вышеизложенного включение подобной нормы в договор строительного подряда не будет соответствовать требованиям п. 10 Положения № 1553 и будет противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь.