Состав плательщиков экологического налога остался прежним
Плательщики экологического налога определены в ст. 246 НК и не изменились в сравнении с плательщиками, указанными в редакции НК, действовавшей ранее |*|.
* Порядок уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Как и до 2019 г., особенность установлена только при определении плательщиков экологического налога за захоронение отходов производства. Ими признаются собственники отходов производства, а не организации, которые непосредственно осуществляют захоронение отходов производства для собственников отходов (в соответствии с НК владельцы объектов захоронения отходов признаются налоговыми агентами).
Как и ранее, не являются плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства, кроме случаев захоронения отходов производства, которые приобретены такими организациями в собственность на основании сделки об отчуждении отходов или совершением других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность:
– бюджетные организации (п. 3 ст. 246 НК);
– организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН (подп. 1.3.1 п. 1 ст. 326 НК);
– организации, уплачивающие единый налог (подп. 5.4 п. 5 ст. 347 НК).
Объекты обложения экологическим налогом претерпели некоторые изменения
Объекты обложения экологическим налогом определены в ст. 247 НК. В них изменилось следующее.
1. С 2019 г. сброс сточных вод в окружающую среду (далее – ОС) признается объектом обложения экологическим налогом, если он осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексного природоохранного разрешения.
Ранее этот объект налогообложения не зависел от наличия у природопользователя специального природоохранного разрешения.
Отметим, что сброс сточных вод в ОС является фактом причинения вреда ОС (абз. 9 п. 3 Положения № 1042 [2]). При установлении и фиксации в установленном порядке территориальными органами Минприроды такого факта природопользователь будет в претензионном или исковом порядке возмещать вред, причиненный ОС.
Справочно: получение разрешения на специальное водопользование регламентировано:
– ст. 30 Водного кодекса [3];
– Положением № 152 [4].
2. С 2019 г. действия «хранение отходов производства» и «захоронение отходов производства» выделены в качестве самостоятельных объектов обложения экологическим налогом.
Это правильное решение, так как «хранение отходов» и «захоронение отходов» |*| согласно ст. 1 Закона об обращении с отходами являются разными действиями над отходами с разными конечными результатами.
* Порядок уплаты экологического налога за захоронение отходов производства при аренде помещения
Справочно: захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее – имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.
Хранение отходов – содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.
3. Все обстоятельства, которые не признаются объектами обложения экологическим налогом, установлены в п. 2 ст. 247 НК.
В действующей редакции НК установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выброс ЗВ в АВ), указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексных природоохранных разрешениях), не признаются объектами при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику менее 3 т в год. Порог выбросов «менее 3 т в год» присутствовал и ранее, но не было конкретизации в условии «в целом по плательщику».
В период действия старой редакции НК |*| проблема заключалась в том, что исходя из формулировки объекта обложения экологическим налогом за «выбросы» налог уплачивался только за выбросы ЗВ в АВ, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексных природоохранных разрешениях). Но при этом при расчете порога в 3 т оставалось неясным, нужно суммировать все выбросы ЗВ в АВ, на которые у плательщика есть разрешения, или нет. Ведь на практике у природопользователя может быть несколько обособленных объектов воздействия (площадок), на выбросы от которых природопользователем получены разрешения (такой вариант допускается порядком получения разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
В 2019 г. данная проблема разрешена: плательщику нужно суммировать все выбросы ЗВ в АВ, на которые у плательщика есть разрешения, и сравнить с пороговым значением 3 т в год. Суммировать нужно по всем веществам, в т.ч. по веществам 1-го класса опасности, для которых не установлены ставки экологического налога. То есть налог за выбросы веществ 1-го класса опасности не уплачивается, но в расчетах льготного порога они учитываются.
Напомним, что плательщиками экологического налога являются организации (ст. 246 НК ), под которыми понимают юридические лица (подп. 2.1 п. 2 ст. 14 НК). Обособленные подразделения юридических лиц исполняют налоговые обязательства этих лиц в соответствии с порядком, установленным в п. 3 ст. 14 НК.
4. В 2019 г. откорректировано обстоятельство сброса сточных вод, которое не облагается экологическим налогом, и добавлено одно новое.
Так, несмотря на то что в понятие «сточные воды» включены (помимо другого) воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега (п. 39 ст. 1 Водного кодекса), в действующей редакции НК конкретизировано, что сброс сточных вод, образуемых при таянии снега и отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации, не является объектом обложения экологическим налогом.
С 2019 г. не являются объектами обложения экологическим налогом следующие новые действия (подп. 2.3 п. 2 ст. 247 НК):
– сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов;
– сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов.
Отметим, что в действующей редакции НК сохранены 2 известные «льготы», когда действия над отходами не являются объектами обложения экологическим налогом. Одна – хранение отходов |*| в количестве меньшем установленного плательщиком показателя «одна транспортная единица». Вторая – захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 912400), если суммарно плательщик направил на захоронение отходы в количестве 50 т и менее.
Налоговая база
Налоговая база, как и ранее, – это объемы:
– выбросов ЗВ в АВ, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
– отходов производства, подлежащих хранению;
– отходов производства, подлежащих захоронению.
В связи с изменением объекта обложения экологическим налогом за сброс сточных вод налоговая база по этому объекту установлена как фактические объемы сброса сточных вод в ОС на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений. Размерность налоговой базы, как и ранее, – в метрах кубических сточных вод (приложение 8 к НК).
Ставки экологического налога, специальные коэффициенты к ставкам: введен новый коэффициент
Ставки экологического налога установлены в размерах согласно приложениям 7–9 к НК. Собственно структура изложения ставок экологического налога по всем объектам в приложениях не изменилась. Изменились размеры ставок по всем объектам налогообложения.
Как и ранее, в НК установлены специальные понижающие коэффициенты к ставкам экологического налога. Сохранились все известные установленные ранее коэффициенты. Добавлен один новый коэффициент к ставке налога за выбросы ЗВ в АВ, равный 0,64. Он применяется, если выбросы ЗВ в АВ образовались при сжигании RDF-топлива. Данный коэффициент установлен, чтобы снизить налоговую нагрузку на объекты, применяющие RDF-топливо.
Справочно: RDF-топливо – топливо, получаемое из остатка сортировки твердых коммунальных отходов.
Налоговый период, порядок исчисления и другие элементы экологического налога остались неизменными
Как и ранее:
– налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (ст. 250 НК);
– можно исчислять суммы налога (кроме экологического налога за захоронение отходов производства) исходя из установленных годовых объемов в соответствующих природоохранных разрешениях;
– установлены условия уменьшения сумм налога при реализации плательщиком предусмотренных НК природоохранных мероприятий;
– экологический налог за захоронение отходов производства имеет свой (отличный от других объектов) порядок исчисления и уплаты – через действия владельцев объектов захоронения отходов;
– уплата экологического налога (кроме налога за захоронение отходов производства) производится по выбору плательщика – 1 раз в год или ежеквартально;
– суммы экологического налога за выбросы ЗВ в АВ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 253 НК).
Справочно: для индивидуальных предпринимателей действующей редакцией НК установлено, что они вправе включать сумму экологического налога в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога.