Объектом обложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп. 1.1 п. 1 ст. 247 НК*).
________________________
* Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
На какие именно объекты выбросов загрязняющих веществ надо получать указанные разрешения?
Для исчисления экологического налога необходимо знать не только положения НК, но и положения специального законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод, об обращении с отходами. В данном случае – положения п. 1 ст. 33 Закона № 2-З**, п. 4 Положения № 664***.
________________________
** Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 2-З).
*** Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 (далее – Положение № 664).
Из них следует, что получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексного природоохранного разрешения) (далее – разрешение на выбросы ЗВ в АВ) необходимо:
– при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов;
– при условии, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год.
Справочно: стационарные источники выбросов – это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 1 Закона № 2-З).
Разрешение на выбросы ЗВ в АВ получают в соответствии с Положением № 664.
С 2019 г. изменилась редакция нормы, в соответствии с которой организация не признается плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как правильно посчитать верхний порог норматива выбросов загрязняющих веществ, если организация имеет несколько разрешений на выбросы ЗВ в АВ?
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы ЗВ в АВ, не признаются объектом обложения экологическим налогом:
Справочно: плательщик-природопользователь может иметь несколько обособленных объектов воздействия (площадок), на выбросы от которых им получены разрешения (это допускается порядком получения разрешений).
То есть в 2019 г. значение указанного верхнего порога объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не признаваемого объектом обложения экологическим налогом, применяется в целом к организации – плательщику налога, а не отдельно к каждой производственной площадке (филиалу, подразделению) (как это было в 2018 г. |*|).
Плательщику нужно суммировать выбросы от всех полученных им разрешений (в т.ч. на филиалы и иные подразделения) и сравнить с пороговым значением «3 тонны в год». Суммировать нужно по всем веществам, в т.ч. по веществам 1-го класса опасности, для которых не установлены ставки экологического налога.
Подпунктом 2.3 п. 2 ст. 249 НК определено, что организации вправе применить к ставкам экологического налога за выбросы (указаны в приложении 7 к НК) понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при использовании RDF-топлива, в размере 0,64.
Что такое RDF-топливо?
RDF-топливо – твердое топливо, изготовленное из остатков твердых коммунальных отходов после извлечения мелкой фракции размером до 80 мм в виде органики и негорючих составляющих, а также извлечения основных видов вторичных материальных ресурсов, представляющих наибольшую ценность с точки зрения их дальнейшей реализации, и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива (приложение 1 к Стратегии № 567*).
________________________
* Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567 (далее – Стратегия № 567).
То есть коэффициент 0,64 применяется, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух образовались при сжигании топлива, получаемого из остатка сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО) |*|.
* Порядок уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Справочно: производство RDF-топлива является стратегическим направлением энергетического использования ТКО согласно Стратегии № 567.
В Республике Беларусь ведется работа по поэтапному внедрению двух пилотных проектов:
1) освоение производства RDF-топлива на мусороперерабатывающем заводе в г. Гродно и его использование в ОАО «Красносельскстройматериалы»;
2) освоение производства RDF-топлива на мусороперерабатывающем заводе в г. Могилеве и его использование в ОАО «Белорусский цементный завод».
Предполагается, что внедрение данных мероприятий позволит разгрузить полигоны (места захоронения отходов) и решить проблему использования и утилизации отходов.
Товарищество собственников создано для обслуживания здания и оказания коммунальных услуг собственникам помещений в здании и их арендаторам. В результате деятельности собственников помещений и их арендаторов образуются отходы (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, неопасные (код отходов 912100).
Согласно условиям договоров оказания коммунальных услуг отходы с кодом 912100, образующиеся в результате деятельности у собственников помещений и арендаторов, передаются в собственность товариществу собственников.
Товариществом собственником заключен договор на захоронение отходов с владельцем полигона. Объем захоронения отходов с кодом 912100 составляет 10 т в год. В этом договоре товарищество собственников указало, что применяет УСН, но не указало, что отходы с кодом 912100 поступают к нему от третьих лиц на основании сделок об отчуждении отходов.
1. Вправе ли товарищество собственников, являющееся плательщиком УСН, применить освобождение от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства?
Нет, не вправе.
Товарищество собственников (заказчик услуг захоронения отходов) не имеет права на освобождение от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства, так как оно приобрело право собственности на отходы с кодом 912100 на основании сделок об отчуждении отходов |*|.
* Порядок уплаты экологического налога за захоронение отходов производства при аренде помещения
Обоснуем наш ответ.
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения такими организациями права собственности на отходы производства на основании сделки об их отчуждении или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами (подп. 1.3.1 п. 1 ст. 326 НК).
Право собственности на отходы приобретают:
Отходы с кодом 912100, образующиеся в результате деятельности собственников помещений и арендаторов, были переданы товариществу собственников в собственность на основании сделок об отчуждении отходов.
Следовательно, товарищество утрачивает льготу, предоставленную ст. 326 НК, в отношении экологического налога за захоронение отходов производства и должно уплатить данный налог в порядке, установленном гл. 21 НК.
Справочно: нередко такая ошибка происходит из-за того, что типичные договоры захоронения отходов, заключаемые владельцами полигонов в Республике Беларусь, не содержат отдельного пункта, где указывается, каким образом заказчик услуг захоронения отходов стал собственником этих отходов.
Поэтому если организация – заказчик услуг, применяющая УСН, специальным образом в договоре не укажет об основаниях приобретения отходов в собственность, то владелец полигона «по умолчанию» посчитает заказчика услуг «льготной» организацией и не будет исчислять такой организации экологический налог за захоронение отходов производства.
Организациям-«льготникам» при наличии обстоятельств, указанных в вопросе, необходимо:
– уведомить владельца полигона о том, что отходы с кодом 912100, вывозимые на захоронение, поступают в собственность по сделкам об отчуждении отходов;
– включить соответствующие положения в договор захоронения отходов.
2. Какие последствия может повлечь неуплата экологического налога для организации – плательщика УСН, которая приобрела отходы в собственность на основании сделки об отчуждении отходов?
В случае неперечисления организацией – плательщиком УСН, являющейся собственником отходов производства, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный квартал), сумм экологического налога за захоронение отходов производства владелец объекта захоронения отходов производства увеличит сумму исчисленного экологического налога за захоронение отходов производства на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога.
То есть собственнику отходов производства придется перечислить владельцу объекта захоронения отходов производства экологический налог за захоронение отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога.
Если организация – плательщик УСН это не сделает в добровольном порядке, то налоговый орган взыщет с нее указанную сумму экологического налога за захоронение отходов производства |*| (п. 2 ст. 252 НК).
Помимо этого, организации придется уплатить пени за каждый день неуплаты налога (п. 56 НК).
Справочно: пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен уплатить в случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным налоговым или таможенным законодательством.