Сегодня вопросы из писем в редакцию сформулирую я:
1. Откуда черпать информацию по ЭСЧФ и какова ее готовность на сегодняшний день?
2. Как должны быть организованы рабочие места для функционирования Портала?
3. Можно ли до 1 июля 2016 г. опробовать систему электронного документооборота ЭСЧФ и что для этого нужно?
Документы о порядке электронного документооборота ЭСЧФ находятся в стадии завершения
Вот что известно на сегодняшний день.
МНС уже давно проводит работу по разработке соответствующей документации по ЭСЧФ. Так, на сайте nalog.gov.by:
– опубликован проект постановления МНС Республики Беларусь «Об установлении формы электронного счета-фактуры и о некоторых вопросах порядка его создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения»;
– содержатся описание xml-схемы для электронного счета-фактуры, правила заполнения форм;
– можно скачать форму ЭСЧФ;
– получить множество ответов на эту тему.
Хотя на сайте указан предельный срок поступления предложений и замечаний – 20 марта 2016 г., тем не менее этот процесс еще продолжается, о чем свидетельствуют многочисленные встречи представителей МНС с бухгалтерами республики и другими заинтересованными лицами.
В результате происходит взаимовыгодный обмен мнениями, некоторые вопросы с подачи бухгалтеров, возможно, найдут свое отражение в документах, и поэтому МНС рекомендует почаще обращаться на его сайт для получения новой информации.
Справочно: в настоящее время МНС проводит семинары в республике на тему внедрения ЭСЧФ.
По словам работников МНС, работа над проектом вышеназванного постановления заканчивается, форма ЭСЧФ, возможно, будет немного доработана и в начале апреля этот документ планируется отдать на регистрацию в Минюст.
Как организовать рабочие места для функционирования Портала
Прежде всего скажу, что бухгалтеру не следует оставаться один на один с проблемой внедрения ЭСЧФ. По возможности нужно создать рабочую группу с привлечением специалистов информационных технологий и разработать план действий.
Для начала нужно решить вопросы:
1) насколько готово рабочее место бухгалтера для этой цели?
Известно, что на сегодняшний день МНС проработало вопрос о взаимодействии операционной системы Windows 7 с Порталом. В дальнейшем будут решаться вопросы о функционале с Windows XP и др.
Необходимо обратить внимание на то, какой браузер используется. Хотя на сегодняшний день такой браузер, как Internet Explorer, изрядно устарел, тем не менее налоговики учли момент, что некоторые плательщики еще работают с ним и, судя по всему, функционал будет налажен и на его базе;
2) как будет осуществляться взаимодействие с Порталом, если в организации используются программы «1С», «Галактика», SAP?
По имеющейся информации, работа в этом направлении ведется со стороны компаний-поставщиков, которые должны разработать веб-сервисы по загрузке, выгрузке ЭСЧФ и проверке статуса. К 1 июля 2016 г. эта работа должна быть завершена. Однако, как вы знаете, это крайний срок, и уже нелишне поинтересоваться, когда, и на каких условиях можно приобрести программное обеспечение для взаимодействия бухгалтерских программ с Порталом;
3) кто в организации будет являться администратором для целей электронного документооборота?
По разъяснениям налоговиков, будет действовать следующий принцип: кто первый зарегистрировался на Портале, тот и администратор. Именно он будет подписывать ЭСЧФ электронной цифровой подписью, получив электронный ключ. Однако организацию никто не ограничивает в правах иметь столько администраторов, сколько она сама пожелает, на основании доверенностей.
Тут уже организация должна проанализировать, какое количество ей нужно, исходя из наличия структурных подразделений, их местонахождения, взаимозаменяемости работников и т.д.
Отмечу, что первый ключ планируется быть бесплатным, за остальные придется заплатить;
4) можно ли протестировать подготовку ЭСЧФ до 1 июля?
На мой взгляд, не нужно откладывать дела в долгий ящик и надеяться, что после включения компьютера 1 июля все пойдет само собой. Поэтому лучше заранее потренироваться и получить возможность тестирования электронного документооборота. Для этого нужно обратиться с заявкой в МНС на электронный адрес lld@nalog.gov.by.
Возможно, к 15 мая будет загружен Государственный реестр плательщиков и система получит полноценный статус защиты;
5) как обеспечить взаимодействие с поставщиками в части получения ЭСЧФ?
Налоговики обещают, что за невыставление ЭСЧФ пока никаких штрафных санкций не предвидится. Однако вы сами понимаете, какие потери могут быть у организации из-за невозможности получения вычетов по НДС. Ведь с 1 июля 2016 г. ЭСЧФ будет являться основным документом, на основании которого будут осуществляться налоговые вычеты.
Поэтому целесообразно заранее провести работу с поставщиками на предмет заключения дополнительных соглашений к хозяйственным договорам, предусмотрев в них ответственность за невыставление и (или) несвоевременное выставление ЭСЧФ.
Эта работа, безусловно, непростая, но, учитывая возможные потери, все же советую двигаться в указанном направлении.
Надеюсь, изложенная информация будет вам полезна и поможет вовремя подготовиться к введению ЭСЧФ.