Как правило, маркетинговые услуги организациям оказывают индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН).
Давайте начнем с определения. Маркетинговые услуги – это услуги по изучению определенных сегментов рынка и продвижению на них товаров и услуг. К ним, в частности, могут быть отнесены изучение, исследование и анализ потребительского спроса, размещение продукции в местах продажи, внесение товаров и услуг в информационные базы, сбор и распространение информации о продукции.
С учетом этого определения и должна строиться отчетность по налогообложению услуг индивидуальных предпринимателей – маркетологов.
Довольно часто руководители бизнеса, использующие маркетинговые услуги для оптимизации налогообложения, не очень тщательно работают с отчетностью. Как правило, составляются только договор и акт выполненных работ, где содержание маркетинговых услуг описано одной строкой. С точки зрения налоговой инспекции, этого недостаточно – она может признать расходы необоснованными и снять их с затрат.
Для того чтобы таких проблем не возникало, к актам выполненных услуг необходимо прилагать отчеты, например, о проведенном индивидуальным предпринимателем исследовании и полученных выводах. Вместо единого отчета можно представить подробный акт оказанных услуг, аналитические таблицы, фото- и видеофайлы.
Пример. Экономия налогов при использовании аутсорсинга маркетинговых услуг
Индивидуальный предприниматель (ИП) оказывает услуги предприятию по 2 направлениям: поддержание оптимального товарного запаса и продвижение товара в розничных сетях. За первую часть услуг согласно договору установлена фиксированная часть оплаты в размере 10 млн. бел. руб., за вторую часть ИП получает 10 % от суммы продаж без учета НДС. Индивидуальный предприниматель представляет документы о проделанной работе. В них оказание услуг по первому направлению подтверждено отчетом об остатках продукции на складе в денежном и количественном выражении. Оказание услуг по продвижению товара в розничных сетях подтверждено отчетом об объемах реализации товара, проценте прироста продаж либо удержании объема продаж на определенном уровне. На основании этих отчетов и составляется акт.
То есть документы, представленные индивидуальным предпринимателем, подтверждают необходимость его услуг для предприятия. Таким образом, эти услуги могут быть включены в состав затрат, что способствует в свою очередь оптимизации налогообложения.
Предположим, индивидуальный предприниматель оказал услуги предприятию на сумму 45 млн. бел. руб. Он платит налог по УСН в размере 5 % (45 000 000 × 5 % = 2 250 000 бел. руб.) и отчисления в ФСЗН в размере не менее 35 % от минимальной заработной платы за отчетный месяц.
Предприятие включает 45 000 000 бел. руб. в состав затрат, благодаря чему экономит налог на прибыль в размере 18 %. Кроме того, передавая маркетинговые услуги на аутсорсинг, предприятие экономит на зарплатных налогах 35 % + 12 % (отчисления в ФСЗН и подоходный налог).
Данный пример демонстрирует выгоды и преимущества грамотной оптимизации налогообложения путем оказания маркетинговых услуг индивидуальным предпринимателем. При этом следует помнить: в 2015 г. индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги коммерческим организациям, где являются собственниками или учредителями или состоят в отношениях близкого родства с собственниками или учредителями, должны будут применять только общую систему налогообложения с уплатой подоходного налога с физических лиц. Применение УСН в таком случае будет запрещено.
Таким образом, с 2015 г. этот способ оптимизации с использованием указанной категории ИП будет давать экономию только по отчислениям в ФСЗН (35 %).
Если маркетинговые услуги будут оказываться посторонними для организации ИП, то налоговые последствия для всех сторон по сделке будут аналогичны 2014 г.
Будьте внимательны. Желаю вам эффективных налоговых платежей!