Ситуация. Замена печати
Организация планирует заменить круглую печать в связи с физическим износом и нечетким оттиском изображения. Стоимость печати числится в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы». Учетной политикой организации на 2016 г. предусмотрено, что инвентарь, инструменты и хозяйственные принадлежности относятся к запасам при непревышении стоимостного критерия 3 000 000 руб. (без НДС) за единицу и списываются на затраты в размере 100 % при выбытии из эксплуатации в связи с невозможностью дальнейшего использования.
Возникают следующие вопросы:
1.1. Какие документы необходимо оформить для проведения данной операции?
Порядок уничтожения печатей с изображением Государственного герба Республики Беларусь установлен Инструкцией о порядке изготовления и уничтожения печатей с изображением Государственного герба Республики Беларусь, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 12.06.2009 № 189.
Уничтожение круглых печатей без изображения Государственного герба Республики Беларусь организация проводит самостоятельно с составлением акта об уничтожении печати. Для этого приказом руководителя назначается комиссия по проведению данной процедуры. Акт об уничтожении печати должен содержать оттиск уничтожаемой печати, быть подписан членами комиссии, а также утвержден руководителем организации.
Обычно резиновые клише печати разрезают ножницами на мелкие части.
Напомним, что все организации вне зависимости от форм собственности должны вести журналы учета выдачи (возврата) печатей (одноразовых пломбирующих материалов), штампов, пломбиров, ключей, нумераторов, клише (п. 325 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
Формы данных документов законодательством не установлены, поэтому организация вправе самостоятельно разработать и утвердить их с отражением необходимой информации о печатях и штампах.
1.2. Как в бухгалтерском учете отразить замену печати?
Инструмент, инвентарь и хозяйственные принадлежности, к которым относится и печать, учитывают на счете 10, субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
В организации могут быть открыты следующие субсчета второго порядка:
10-9-1 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты на складе»;
10-9-2 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты в эксплуатации».
В учетной политике организации можно предусмотреть один из следующих вариантов отнесения стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте на счета учета затрат:
– часть стоимости списать в момент передачи в экcплуатацию (например, 30 %), а остальную часть (например, 70 %) – при выбытии из эксплуатации в связи с невозможностью дальнейшего использования;
– 100 % стоимости списать при выбытии из эксплуатации в связи с невозможностью дальнейшего использования.
Справочно: стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносят на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в следующем порядке:
– по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы) – в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до 2 лет;
– стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;
– по остальным предметам – в соответствии с учетной политикой организации (п. 107 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133) |*|.
* Комментарий отдельных норм Инструкции № 133 доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Таким образом, в бухгалтерском учете организации при уничтожении пришедшей в негодность печати и приобретении новой печати следует отразить:
Д-т 60 – К-т 51
– перечислена предоплата поставщику за изготовление печати;
Д-т 26 – К-т 10-9-2
– списана на счета учета затрат остаточная стоимость уничтоженной печати на основании акта об уничтожении;
Д-т 10-9-1 – К-т 60
– получена от поставщика новая печать на основании товарной или товарно-транспортной накладной, зачтена предоплата;
Д-т 18 – К-т 60
или
Д-т 10-9-1 – К-т 60*
– отражен предъявленный поставщиком НДС;
Д-т 68 – К-т 18
– принят к вычету НДС, если он не был отнесен на увеличение стоимости печати**;
Д-т 10-9-2 – К-т 10-9-1
– новая печать введена в эксплуатацию без переноса ее стоимости (части стоимости) на счета учета затрат.
__________________________
* Суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, могут относиться плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (п. 4 ст. 106 Налогового кодекса Республики Беларусь).
** С 1 июля 2016 г. принять к вычету НДС возможно только на основании ЭСЧФ.
В дальнейшем при выбытии из эксплуатации в связи с невозможностью дальнейшего использования стоимость печати будет отнесена на счета учета затрат в размере 100 %.