20 апреля 2016 г. в рамках 23-го Международного специализированного форума по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2016» состоялся круглый стол на тему «Текущее состояние и перспективы развития интернет-торговли в Республике Беларусь». Участниками круглого стола были:
– представители Минторга;
– эксперты из МНС; Нацбанка; ГТК; Минздрава; Мининформа; Госстандарта, Ассоциации компаний информационных технологий; РУП «Белпочта»;
– руководители наиболее успешных сегментов данного направления торговли в республике.
Что предполагается сделать в сфере интернет-торговли, вы узнаете из нашего репортажа.
Интернет-торговля требует регулирования
Бурное развитие информационных технологий в настоящее время обусловило резкий всплеск интереса потребителей к направлению отечественного бизнеса – созданию интернет-магазинов. Данное перспективное направление развития современной сетевой торговли вызывает интерес как у владельцов интернет-магазинов, которые создают электронные каталоги и размещают в них товары, так и у рядовых покупателей.
«Мы заинтересованы в развитии интернет-торговли, а также в том, чтобы она была прозрачной, защищались права потребителей, меньше было нареканий, жалоб, чтобы граждане больше доверяли этой сфере. В настоящее время наблюдается значительный рост интернет-магазинов. Государство создает все условия для этого, о чем свидетельствует стремительное развитие такой формы торговли. Если по состоянию на 1 января 2015 г. количество зарегистрированных интернет-магазинов составило 6 473, то по состоянию на 20 апреля 2016 г. их количество увеличилось до 12 267», – сообщила Ирина Наркевич, заместитель Министра торговли Республики Беларусь.
За последнее время принят целый комплекс законодательных мер, направленных на создание цивилизованных условий функционирования рынка интернет-торговли и защиту прав потребителей. «Рынок развивается и идет в регионы. Мы не хотим выпустить эту сферу из-под контроля, но она должна развиваться. Нам нужен документ, чтобы урегулировать эту сферу деятельности», – добавила замминистра.
Должны появиться пункты выдачи товаров и доставка товаров сторонними курьерскими службами
Минторг планирует определить в законодательстве такую форму выдачи заказов, как пункты выдачи, которые не являются торговыми объектами. «В законодательстве будет определена такая форма выдачи заказов, как пункты выдачи, которые не являются торговыми объектами. Нужно также определить требования всех органов к складской инфраструктуре интернет-магазинов, торгующих продуктами общественного питания», – отметила Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Минторга Республики Беларусь.
В настоящее время в соответствии с правилами интернет-торговли потребителям доставляют товар на дом либо в иное оговоренное место. «Мы планируем ввести понятие «пункты выдачи товаров», которые не будут являться торговыми объектами, но только в том случае, если там будет храниться товар, который заказан потребителем и доставлен туда, чтобы его передать», – добавила В. Брезовская.
Она обратила внимание на то, что, если в пункте выдачи товаров будет осуществляться расчет, должен быть и кассовый аппарат, и терминал. В ближайшее время планируется предоставить возможность интернет-магазинам организовывать доставку товаров сторонними курьерскими службами.
«В этом году мы постараемся внести изменения в правила торговли по образцам, куда, скорее всего, включим специальную главу о работе курьеров по доставке товаров, продаваемых интернет-магазинами. Соответствующие изменения, конечно, должны будут внести и другие госорганы – Министерство по налогам и сборам, Национальный банк», – отметила В. Брезовская.
Покупатель сможет вернуть любой товар, приобретенный в интернет-магазине
«Мы предлагаем закрепить обязательное наличие функции «корзина для покупателя» в интернет-магазине. Это необходимо для четкой фиксации: какой товар конкретно заказал потребитель и в какой момент. Ввиду фиксации срока не может быть изменения цены», – сообщила Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Республики Беларусь.
Соответствующие изменения предлагается внести в обновленный вариант Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей». Кроме того, планируется ввести так называемый период охлаждения: в течение 7 дней у покупателя будет возможность вернуть любой товар, приобретенный в интернет-магазине, в т.ч. качественные сложнотехнические товары, чего в настоящее время сделать невозможно. «Ограничения на возврат предполагаются только для товаров, доставленных по индивидуальному заказу», – отметила И. Барышникова.
Рассчитаться за товары можно будет дистанционно
В Нацбанке в настоящее время находятся на рассмотрении предложения по внесению изменений в постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.05.2014 № 343 «О вопросах безопасности обращения банковских платежных карточек и функционирования объектов программно-технической инфраструктуры», – сообщил Павел Зыль, заместитель начальника Главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Республики Беларусь.
Суть планируемых изменений состоит в том, что банки должны обеспечить функционирование платежных систем, позволяющих при торговле по образцам через интернет-магазины предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денежных средств.
Для этого необходимо будет задействовать АИС «Расчет», мобильный и интернет-банкинг, банковские пластиковые карточки и др., обеспечить деятельность банка-эквайера, включающую осуществление расчетов по операциям в Интернете, проведенным с использованием карточек, эмитированных данным банком и другими банками-эмитентами.
Материал подготовила Ирина Петрович,
редактор журнала «Главный Бухгалтер»