Ситуация 1. Сроки установки средств контроля налоговых органов на автозаправках в отношении разных объектов
Предприятие имеет автозаправочную станцию. Помимо отпуска нефтепродуктов предприятие в отдельно стоящем здании, расположенном на территории автозаправочной станции, оказывает услуги по автомойке, шиномонтажу, продает сопутствующие товары. В этом здании имеется кассовый суммирующий аппарат модели "ОКА-Ю2К", но он не используется для отпуска нефтепродуктов.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1. Надо ли было на данный кассовый суммирующий аппарат установить до 1 октября 2015 г. средство контроля налоговых органов?
Нет, надо в иные сроки.
На кассовое оборудование, применяемое не на автозаправочной станции, а в отдельных объектах (шиномонтаж, автомойка, магазины, кафе и др.), расположенных на территории таких автозаправок, и не участвующее в отпуске нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, природных топливных компримированных газов, установка СКНО и подключение к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) должны производиться в сроки, установленные для субъектов хозяйствования в зависимости от их территориального расположения.
Обоснуем наш ответ.
Порядок использования кассового оборудования регулирует постановление № 924/16 и утвержденное им Положение*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение и постановление № 924/16 соответственно).
Так, прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования с установленным СКНО должны производить организации, осуществляющие:
– торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие на автозаправочных станциях услуги, – с 1 октября 2015 г.;
– деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси – с 1 февраля 2016 г.;
– продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, – с 1 июня 2016 г.;
– оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, – с 1 марта 2017 г.
В отношении остальных юридических лиц действует принцип территориального расположения.
Так, в городах областного подчинения и г. Минске они должны принимать наличные деньги с применением кассового оборудования с установленным СКНО с 1 сентября 2016 г., в городах районного подчинения – с 1 декабря 2016 г., на всей территории Республики Беларусь – с 1 марта 2017 г. (подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16).
Важно! Указанные требования не распространяются на организации, которые используют специальные компьютерные системы (подп. 2.7 п. 2 постановления № 924/16).
Следовательно, организации на указанный аппарат надо установить СКНО и подключить к СККО в сроки, установленные для организаций в зависимости от их территориального расположения.
Установка СКНО производится в порядке, определенном Инструкцией о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9.
Важно! Организации, заключившие гражданско-правовой договор с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без СКНО по истечении сроков, установленных в части первой подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16, но не более 4 месяцев |*|.
* Информация о порядке заключения гражданско-правового договора с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" и использования СКНО доступна для подписчиков электронного "ГБ"
2. Вправе ли организация использовать кассовый суммирующий аппарат модели "ОКА-Ю2К" для отпуска нефтепродуктов?
Не вправе.
Кассовый суммирующий аппарат модели "ОКА-Ю2К" включен в Государственный реестр* со сферой применения "Торговля, сфера услуг (кроме транспортных, банков, связи, автозаправочных станций, ресторанов)". Таким образом, данное кассовое оборудование не может быть использовано на автозаправочных станциях при отпуске нефтепродуктов, но может применяться при осуществлении торговли и оказании услуг в иных объектах розничной торговли и сферы услуг, расположенных на территории либо вблизи территории автозаправочной станции.
__________________________
* Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр).
Данный вывод основан на нормах Положения и с учетом требований государственных стандартов Республики Беларусь.
Так, организации при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр.
При этом кассовое оборудование должно использоваться в соответствии:
– со сферой применения, указанной в Государственном реестре (п. 12 Положения);
– с эксплуатационной документацией на это оборудование, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами, которая должна находиться в месте установки кассового оборудования (п. 15 Положения).
Модели кассового оборудования, которые подлежат использованию на автозаправочных станциях при продаже нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и природных топливных компримированных газов, проходят экспертизу и испытания на соответствие требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.6-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым на автозаправочных станциях". Для удобства в работе автозаправочных станций и покупателей многие пакеты прикладных программ, используемые в данном кассовом оборудовании, применяемом на автозаправочных станциях по продаже нефтепродуктов, имеют возможность реализации и иных сопутствующих товаров и услуг.
Кассовое оборудование, которое применяется в сфере торговли и услуг, проходит экспертизу и испытания на соответствие требованиям государственных стандартов Республики Беларусь:
– СТБ 1364.2-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в торговле";
– СТБ 1364.3-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в сфере услуг" |*|.
* Информация о правильном использовании кассового оборудования при приеме наличных денег доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ситуация 2. Установка платежного терминала при осуществлении торговли через интернет-магазин
Организация осуществляет торговлю через интернет-магазин. Оплата за реализованный товар производится только посредством интернет-эквайринга.
Надо ли с 1 октября 2016 г. установить и использовать платежные терминалы?
Не надо.
У организаций, которые осуществляют продажу товаров исключительно с оплатой в безналичной форме (к примеру, с использованием реквизитов банковских платежных карточек посредством интернет-эквайринга или АИС "Расчет"), отсутствует обязанность установки и использования платежного терминала.
Обоснуем наш ответ.
Для этого воспользуемся нормами:
– Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (в редакции от 19.06.2015 № 517).
С 26 декабря 2015 г. с учетом внесенных изменений при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан представить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств. При этом в качестве обязательного условия предусмотрено требование по обеспечению возможности оплаты покупателем товара посредством использования банковской платежной карточки, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС "Расчет");
– подп. 2.8.2 п. 2 постановления № 924/16.
Указанной нормой установлено, что организации с 1 января 2016 г. обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в т.ч. при осуществлении розничной торговли по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме) (подп. 2.8.2 п. 2 постановления № 924/16 и п. 18 приложения 1 к постановлению № 924/16).
Таким образом, субъект хозяйствования, реализующий товар, обязан использовать платежный терминал |**|, только если расчеты с покупателем будут осуществляться в его присутствии с использованием банковской платежной карточки.
** Информация об изменениях, произошедших в порядке приема наличных денежных средств с использованием кассового оборудования, доступна для подписчиков электронного "ГБ"