Где в бухгалтерском учете отражаются расчеты по налогам и сборам?
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, с учетом изменений от 22.12.2018 № 74
Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов (п. 53).
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, с учетом изменений от 22.12.2018 № 74
Начисление налогов следует отражать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, за который они исчислены, независимо от проведения расчетов по ним (п. 32 Инструкции).
Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» |*|.
Почему возникает необходимость в получении выписки из данных учета налоговой инспекции?
Налоговый кодекс Республики Беларусь, в редакции от 30.12.2018 № 159-З (далее – НК)
Организации обязаны уплачивать налоги в полном объеме и в определенные сроки (подп. 1.2 п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 37).
В случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным налоговым законодательством, плательщик должен уплатить пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства.
Если плательщик не уплатит налог и пени, налоговый орган вправе взыскать их принудительно (п. 8 ст. 42, подп. 1.6, подп. 1.7.1 п. 1 ст. 107).
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, с учетом изменений от 22.04.2010 № 50
Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации (п. 5).
Инвентаризация обязательств в части расчетов с бюджетом заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счете 68 (п. 62).
В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет (п. 66).
Процедура получения выписки для сверки расчетов по налогам
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, с учетом изменений от 20.01.2020 № 27
Узнать о состоянии расчетов по налогам, сборам (пошлинам), пеням плательщик может, получив выписку из данных учета налоговых органов. Выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах выдает налоговый орган по месту постановки на учет (подп. 1.17 п. 1) |*|.
* Правоприменительную практику привлечения к ответственности за налоговые нарушения
Постановление МНС Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов», с учетом изменений от 26.04.2019 № 19
Выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней выдается на основании заявления по форме согласно приложению 1 к постановлению.
Налоговый орган выдает выписку по форме согласно приложению 18 к постановлению. Она содержит сведения обо всех исчисленных и уплаченных организацией в бюджет платежах и пенях, учтенных налоговыми органами. Информация отражается за период, оговоренный в заявлении, в разрезе каждого налога и иного платежа, а также пеней по ним. Показывается информация в виде таблицы, в которой условно можно выделить две части: данные о платеже в бюджет и сведения о его начислении и уплате.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.05.2009 № 617 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур», с учетом изменений от 05.08.2019 № 515
Заявление, подаваемое в налоговые органы с целью получения выписки из данных учета налоговых органов по налогам, оформляют в соответствии с требованиями данного постановления.
Административные процедуры, для осуществления которых не требуется представления иных документов, кроме заявления, могут быть осуществлены на основании письменного заявления, поданного в виде электронного документа и подписанного электронной цифровой подписью заинтересованного лица (подп. 1.1 п. 1).
Инструкция о порядке представления в налоговые органы электронных документов, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 29.02.2012 № 7, с учетом изменений от 21.01.2019 № 6
Выписка направляется плательщику не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления на бумажном носителе или в виде электронного документа через личный кабинет плательщика либо вручается плательщику или его представителю под роспись (подп. 1.5 п. 1 ст. 21, ст. 27, 28, подп. 1.9 п. 1 ст. 108 НК).
Порядок направления выписки из данных учета налогового органа об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней в виде электронного документа установлен данной инструкцией.
Таким образом, если организация подала заявление в электронном виде, то налоговая инспекция направит выписку также в виде электронного документа через личный кабинет плательщика (подп. 2.2, часть третья п. 8).