Обращаем внимание читателей на возникшую коллизию в понимании норм налогового законодательства, касающихся "переходного" периода 2014–2015 гг. Как известно, с 1 января 2015 г. действуют изменения Налогового кодекса РБ (далее – НК) в части определения подрядчиками налоговой базы НДС и применения ими вычетов по НДС. В частности, с 1 января 2015 г. из ст. 107 НК исключен подп. 19.10 п. 19, нормы которого ограничивали вычет сумм НДС, предъявленных подрядчику при приобретении строительных работ, выполненных субподрядчиками.
Возникает вопрос: может ли подрядчик в 2015 г. (когда он включил в налоговую базу НДС стоимость работ, выполненных субподрядчиком в 2014 г.) принять на вычеты НДС, предъявленный субподрядчиком по выполненным им работам в 2014 г.?
В статье "НДС-2015: определяем по-новому налоговую базу и вычеты по строительным работам с участием подрядчиков"* указано на невозможность применения вычетов по НДС подрядчиком в 2015 г. в случае, когда субподрядчик выполнил работы в декабре 2014 г. (стр. 3 табл. 2). Данный вывод основан на действующей норме п. 26 ст. 107 НК: при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении работ, полученных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дата получения работ определяется по дате подписания акта выполненных работ.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2015. – № 7. – С. 46.
В то же время в письме Минстройархитектуры РБ от 29.01.2015 № 11-1-30962* содержится следующая запись: "…суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным до 1 января 2015 года генподрядчиком у субподрядчика работам, стоимость которых включается с 1 января 2015 года генподрядчиком в налоговую базу налога на добавленную стоимость, подлежат отражению по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и кредиту счета 20 "Основное производство", субсчет "Работы, выполненные субподрядными организациями", по состоянию на 1 января 2015 года".
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2015. – № 7. – С. 58.
В такой ситуации считаем необходимым придерживаться норм НК и в случае необходимости обращаться за письменными разъяснениями в налоговые органы в индивидуальном порядке, так как разъясняющие письма министерств и ведомств не относятся к категориям нормативных актов.
Как стало известно редакции, возникшая ситуация, возможно, будет разрешена в готовящемся Указе Президента о моментах налогообложения в переходный период 2014–2015 гг.